Пресс-служба ГК Автодом:
Pr@avtodom.ruАнастасия Моисеева
PR-менеджер
+7 (495) 788-08-03 доб. 13387Анна Уткина
Директор по коммуникациям
+7 (495) 788-08-03 доб. 13444
22 октября 2021
«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг компании «АВТОДОМ» до уровня ruBBB+
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «АВТОДОМ» до уровня ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB- со стабильным прогнозом. АО «АВТОДОМ» (далее – АВТОDOM, компания) – автодилер, занимающий ведущие позиции на автомобильном рынке Москвы и Санкт-Петербурга. Компания специализируется на продажах и обслуживании автомобилей сегментов премиум и люкс. Дилерский портфель насчитывает 25 центров и включает 9 брендов: BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Mercedes-Benz, smart, Porsche, Audi и KTM. Выручка компании формируется за счет продажи новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервисного обслуживания, trade-in, реализации запчастей, аксессуаров, страховых и финансовых продуктов. Специализация компании на автомобилях высокого ценового сегмента в регионах с более платежеспособным населением минимизирует риск сильного сокращения продаж ввиду меньшей зависимости этого сегмента от общего состояния экономики. В 2020 году на рынке автомобильного ритейла наблюдался недостаток автомобилей, что привело к сокращению продаж в количественном эквиваленте: по итогам года было продано 1,6 млн новых автомобилей, что на 9% меньше, чем в предыдущем году. Несмотря на снижение продаж в натуральном выражении год оказался для автодилеров удачным, поскольку задержки в цепочках поставок из-за пандемии коронавируса и временные приостановки производств на заводах автопроизводителей привели к росту цен на новые автомобили и повышению маржинальности каждой сделки. В отличие от прошлых лет, когда стоки были переполнены и автодилеры были вынуждены поддерживать оборачиваемость складов за счет предоставления скидок, в 2020 году дефицит новых автомобилей способствовал повышению цен и маржинальности продаж, а девальвация рубля и глобальная неопределенность относительно восстановления экономики поддерживали спрос на уровне, превышающем предложение. Предвидя возможные осложнения в цепочке поставок, в конце 2019 года АВТОDOM нарастил запасы новых автомобилей и запасных частей сверх плановых значений. Благодаря вышеуказанным факторам выручка компании увеличилась практически на 50% до 45 млрд руб., EBITDA выросла в 2,6 раза и, по расчетам «Эксперт РА», составила 4,1 млрд руб. В последние годы компания осуществила комплекс мероприятий по развитию IT инфраструктуры и пересмотрела стратегию маркетинга, что совокупно с сильными продажами позволило нарастить рентабельность по EBITDA до 9% по итогам 2020 года по сравнению с 5% годом ранее. Повышение рейтинга обусловлено продолжающимся трендом существенного увеличения финансовых результатов АВТОDOM на фоне органического роста, в том числе благодаря сохраняющемуся ограниченному предложению на рынке новых автомобилей, как без учета новых дочерних компаний, так и за счет успешной интеграции недавно приобретенных дилерских центров. Это привело к значительному улучшению показателей долговой нагрузки, которые будут сохраняться, по ожиданиям агентства, в среднесрочной перспективе. Ранее весь долг АВТОDOM был номинирован в долларах США, но после сильной девальвации рубля в 2014 году кредиты были переведены в рубли. В результате переговоров с банком основным-кредитором в 2019 году было достигнуто соглашение о реструктуризации задолженности, в рамках которого требования банка в части валютной переоценки к АВТОDOM были уменьшены и путем сделок в 2020 году по уступке прав требований частично переведены на акционерный уровень. При расчете прогнозных финансовых показателей агентство учитывает распределение дивидендов, которые в случае необходимости будут направлены на обслуживания акционерного долга. На конец 2020 года отношение долга к EBITDA находилось на уровне 4,7, что характеризовалось повышенным уровнем долговой нагрузки. На фоне успешного для автодилеров года на рынке появились предложения от действующих игроков по продаже бизнеса, которыми в силу ограниченных возможностей по открытию новых дилерских центров в регионах своего присутствия воспользовался АВТОDOM. В 2020 году компания приобрела в Москве три дилерских центра Audi, один BMW, открыла центр по продаже автомобилей с пробегом в Санкт-Петербурге. Все M&A сделки предполагают уклон на премиальные бренды, в соответствии со стратегией развития АВТОDOM. Также был подписан импортерский договор с KTM на развитие АО «АВТОДОМ» дилерской сети марки на территории РФ. В первой половине 2021 года был приобретен дилерский центр Porsche и открыты два дилерских центра KTM. В результате значительного улучшения собственных финансовых результатов и эффекта синергии от приобретения новых дилерских центров выручка компании за 1 полугодие достигла значения 42,4 млрд. руб., что соответствует выручке за весь 2020 год, а EBITDA LTM по состоянию на середину 2021 года составила 6,8 млрд. руб. Вследствие этого долговая нагрузка компании опустилась до комфортного уровня, отношение долга на 30.06.2021 к EBITDA LTM составляет 2,5х и агентство не ожидает роста долговой нагрузки в среднесрочной перспективе при восстановлении объемов производства автомобилей и выхода из ситуации дефицита доступности новых транспортных средств. По данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО, на 30.06.2021 активы компании составляли 37,5 млрд руб., капитал – 9,6 млрд руб. Выручка за период 30.06.2020 – 30.06.2021 составила 71,3 млрд руб. «Наша компания развивается как горизонтально, выходя на новые сегменты рынка, включая коммерческий и электрический транспорт, так и вертикально – мы находимся в постоянном поиске партнеров для дистрибуции. Так, в прошлом году мы подписали дистрибуторское соглашение с маркой КТМ, и в 2022 году планируем еще ряд подписаний. Мы хотим и, самое главное, мы готовы привезти в Россию ряд новых брендов, которые планируем собирать в режиме промышленной сборки на заводах в РФ. Роль дилерского бизнеса для нашей группы будет дополняться новыми собственными проектами, мы станем с одной стороны финтех-компаний, с другой стороны – вертикально интегрированной компанией с режимом промсборки автомобилей. Все это требует серьезной трансформации бизнеса и привлечения инвестиций. Поэтому уже в ноябре мы планируем выпуск первых облигаций общей ценностью 3-5 млрд. руб.» – Андрей Ольховский, генеральный директор ГК АВТОDOM рассказал о планах по развитию бизнеса.