16 октября 2024
Современные автомобили комплектуются электрическими или гидравлическими усилителями руля, упрощающими управление и облегчающими маневрирование. В первом случае, усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, формируется электроприводом, во втором – давлением масла, создающимся насосом.
Чтобы добиться безотказной, эффективной работы ГУР и исключить риск поломки, необходимо правильно выбрать масло. Как это сделать? На что обращать внимание? Что заливают в гидроусилитель? Какими сортами представлены жидкости для ГУР?
Классификация жидкостей для ГУР по составу
Как и моторные масла, жидкости для гидравлических усилителей рулевого управления, можно классифицировать по основным компонентам. Именно от них зависит стоимость, долговечность, адаптация к определенным температурным и погодным условиям.
Минеральные средства для ГУР
Наиболее доступные жидкости для ГУР. Помимо невысокой цены, к преимуществам данных жидкостей необходимо отнести минимальную химическую активность. Даже при продолжительном контакте, они не разрушают резиновые элементы системы, сальники и уплотнители, способствуют сохранению целостности их структуры. Недостатков, впрочем, у этих жидкостей гораздо больше:
- Высокий уровень вязкости. Это приводит к сложностям в холодное время года, нагрузка на насос увеличивается, руль поворачивается с трудом, возникает риск разрыва шлангов, протечки.
- Интенсивное пенообразование. В гидроусилителе руля формируются многочисленные воздушные пузырьки, из-за чего эффективность работы ГУР резко снижается.
- Склонность к окислению, из-за которой срок службы ограничен 2, максимум, 3 годами.
Синтетические средства для ГУР
Синтетическое масло дороже минерального, что объясняется более сложной производственной методикой, предполагающей глубокую нефтепереработку, тщательную очистку исходного сырья, добавление технологичных присадок. Стоимость, впрочем, компенсируется множеством преимуществ:
- Минимальная склонность к окислению, синтетику заливают в гидроусилитель руля раз в 8-9 лет, а то и реже.
- Минимальная вязкость. Даже в сильный мороз, жидкость для ГУР сохраняет текучесть, что снижает нагрузку на насос, шланги и соединительные магистрали, риск разгерметизации.
- Отличная смазывающая способность жидкостей, увеличивающая срок службы подвижных механизмов, стойкость к формированию пены, защита металлических деталей от появления ржавчины.
Негативный момент – агрессивное воздействие жидкости для ГУР на уплотнители из резины, которые быстро теряют изначальную эластичность, деформируются, разрушаются, что вызывает протечки. Использовать синтетическую жидкость для ГУР можно, если сальники изготовлены не из резины, а из силикона.
Полусинтетические средства для ГУР
Наиболее сбалансированные по характеристикам, такие жидкости для ГУР являются комбинациями двух предыдущих видов. Хорошая текучесть независимо от внешней температуры, стойкость к образованию пены, защита от коррозии, исключение негативного воздействия на резиновые уплотнители ГУР – преимуществ у них множество.
ATF и PSF
Все жидкости гидроусилителя руля также можно разделить на две указанные категории. Их особенности выглядят следующим образом:
- ATF. Аббревиатура указывает на масла, которые также применяются в автоматических коробках передач. В гидроусилителях они выполняют аналогичные задачи, формируют необходимое давление, снижают трение между подвижными деталями, отводят лишнюю тепловую энергию, снижают риск появления ржавчины.
- PSF. Power steering fluid. Речь идет о специализированных жидкостях, разработанных именно для ГУР. Они близки к предыдущим, однако, могут иметь некоторые дополнительные присадки, либо, наоборот, обходиться без них. Какие жидкости для гидроусилителя руля надлежит использовать в конкретной ситуации, указывается в эксплуатационной инструкции к транспортному средству, нарушать предписания производителя нельзя, это чревато снижением эффективности и поломкой.
Допустимо ли смешивание масел для ГУР?
Как и в случае с охлаждающими жидкостями, масла для гидравлического усилителя различаются по цвету, однако, он не является ориентиром и показателем основы. Например, желтый оттенок может указывать как на минеральную, так и на синтетическую жидкость.
Смешивание жидкостей различных классов допустимо только в экстренных ситуациях, при наличии соответствующих разрешений производителя. Более того, даже при допустимости смешивания жидкостей, при первой возможности необходимо провести полную замену масла.
Если возникла необходимость восполнить объем жидкости в системе ГУР, рекомендуется использовать полностью аналогичное по составу масло. В такой ситуации вероятность проблем минимальна, компоненты жидкостей на 100% совместимы друг с другом.
Проблемы с уровнем и признаки утечки ГУР
Проверить уровень жидкости для гидроусилителя руля очень легко. Находится масло в бачке, который хорошо виден при открытии крышки капота. Если бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, остаток сразу заметен, а ориентиром является размещенная на корпусе шкала. На бачках из непрозрачного пластика или металла придется воспользоваться щупом, чтобы определить уровень жидкости.
На утечку в гидроусилителе указывает следующее:
- Недостаточный уровень жидкости. Даже при регулярной доливке, он снова снижается.
- Тугое вращение рулевого колеса, приходится прикладывать серьезные усилия для маневрирования.
- Шум, вой, гул ГУР при поворотах.
При повреждениях бачка с жидкостью или соединительных шлангов, постоянной доливки масла окажется недостаточно, требуется ремонт системы ГУР. При серьезных поломках после ночной стоянки под автомобилем образуется лужица масла. Если повреждения небольшие и выраженные признаки отсутствуют, потребуется тщательный осмотр ГУР. Основное внимание придется уделить соединениям, точкам подвода шлангов к насосу, бачку. По возможности следует привлечь помощника, который будет поворачивать руль на заведенном автомобиле до крайних положений. Герметичность поврежденных элементов нужно восстановить, а лучше – заменить их, что более надежно.
Последствия игнорирования проблемы с ГУР
Если использовать масло для гидроусилителя невысокого качества, от непроверенного производителя, либо игнорировать снижение его уровня, можно столкнуться с серьезными проблемами:
- Интенсивный износ насоса ГУР и вспомогательного устройства, стартера.
- Насыщение масла абразивными металлическими частичками, изнашивающими корпус рулевой рейки.
- Интенсивный нагрев масла, снижение эффективности работы насоса, из-за чего руль тяжело поворачивается.
- Повышение нагрузки на редуктор, валы рулевой рейки и другие подвижные элементы.
Основная опасность смешивания масел, различных по составу – ухудшение их базовых свойств, из-за чего их использование становится неэффективным и опасным.
Как менять масло для гидроусилителя руля
Срок службы составов для гидроусилителей руля определяется основой, норма для минеральных жидкостей – 2 года, синтетических жидкостей – 10 лет и больше, конкретные данные должны быть указаны на упаковке. Нужно делать поправку на эксплуатационные условия – при жестких нагрузках, механических или температурных, рекомендуется заменить масло раньше. Алгоритм замены жидкости в гидроусилителе руля выглядит следующим образом:
- Подъем передней части автомобиля на домкрате, при необходимости – его дополнительная фиксация с помощью статичных опор.
- Снятие крышки бачка.
- Откачка остаточного объема масла из бачка, для этого можно воспользоваться, например, шприцем.
- Отсоединение патрубков, демонтаж шлангов, промывка системы ГУР.
- Заливка свежего масла при помощи всасывающего шланга и воронки.
- Запуск двигателя, вращение рулевого колеса до крайних положений, что поможет в удалении воздуха и равномерном распределении масла по системе.
- Доливка жидкости для гидроусилителя до максимальной отметки.
Работу можно провести самостоятельно, однако, рациональнее доверить ее специалистам сервисного центра, что обеспечит идеальный результат и исключит лишние проблемы.
Подведение итогов
В завершение следует вывести несколько базовых правил:
- Какое масло заливать в ГУР – должно быть обозначено автопроизводителем в эксплуатационной инструкции автомобиля. В некоторых случаях рекомендации продублированы на крышке расширительного бачка ГУР. Пренебрегать требованиями, прислушиваться к советам гаражных мастеров не стоит – это слишком рискованно.
- Смешивание масел различных типов недопустимо.
В крайнем случае, если жидкость полностью вытекла из системы, либо ее уровень достиг минимальной отметки, лучше воспользоваться неподходящим маслом, чем эксплуатировать автомобиль при сухом гидроусилителе. Непродолжительное использование не сопряжено с проблемами, тогда как в сухом режиме нагрузки на ГУР крайне велики и даже непродолжительной поездки достаточно для серьезных поломок.
Изображения взяты с freepik