1 октября 2024
Основная функция ремня ГРМ – обеспечение синхронного вращения коленчатого и распределительного валов. Благодаря этому, достигается корректная работа мотора, закрытие клапанов происходит в строгом соответствии с позицией поршней. Рассинхронизация чревата массой неприятностей, от снижения мощности до выраженных вибраций.
Распространенная причина рассинхронизации – растяжение ременного привода. Особо опасна ситуация, когда растяжение ремня ГРМ приводит к появлению дефектов, а в итоге – к разрыву, из-за которого могут пострадать внутренние компоненты двигателя автомобиля, потребуется капитальный ремонт, а то и замена, что очень дорого. Чтобы исключить столь негативный сценарий, автомобилисту нужно не пропустить момент, когда требуется замена ремня. Какие признаки указывают на подобную необходимость, как правильно поменять ремень ГРМ?
Ремень ГРМ: эксплуатационный ресурс
Визуальный осмотр ремня ГРМ – непростая задача, зачастую добраться до него можно, сняв множество элементов моторного отсека. Ориентироваться, однако, можно не только на фактическое состояние ремня, но и на рекомендации производителя. В эксплуатационной инструкции для автомобиля должны быть указаны значения пробега, по достижении которых нужно провести замену ремня ГРМ.
О средних значениях ресурса ремня говорить сложно, они зависят от производителя детали, марки автомобиля и множества других факторов. По статистике, владельцам Volkswagen Polo приходится сталкиваться с заменой ремня каждые 75 тысяч километров, Lada Vesta – 90, Subaru Forester – 100, а менять ремень ГРМ на Volvo S60 нужно каждые 120 тыс. км.
Конечно, подобные цифры достижимы исключительно в идеальных условиях. При эксплуатации автомобиля в сложном климате, регулярных поездках по бездорожью менять привод ГРМ нужно чаще.
Тревожные признаки, указывающие на необходимость замены ремня ГРМ
Менять ремень ГРМ порой приходится и до достижения перечисленных пробегов. Признаки, указывающие на необходимость замены ремня, выглядят следующим образом:
- Посторонние шумы при работе мотора. Далеко не всегда проблема кроется в ремне, однако, могут свидетельствовать о ее чрезмерном износе, растяжении, проблемах с натяжным роликом.
- Сложности запуска. Если мотор не схватывается с первой попытки, “троит”, вполне вероятно, что ремень растянулся, проскальзывает, провисает.
- Появление густого выхлопа. Растянувшийся ГРМ не позволяет сформироваться оптимальной рабочей смеси, пропорции воздуха и топлива нарушены, дым становится очень густым, приобретает выраженный запах солярки или бензина.
- Появление подтеков под кожухом, закрывающим ремень ГРМ. Это говорит о попадании на ремень технических жидкостей, что недопустимо. Масла разъедают, разрушают структуру ремня, резко снижается срок службы и увеличивается риск разрыва.
Наиболее явные признаки необходимости срочной замены ремня ГРМ – его повреждения. При видимых трещинах, расслоениях, деформациях, следах воздействий химических веществ продолжать использовать ремень нельзя, это чревато разрывом, заклиниванием и серьезной поломкой мотора.
Как выбрать ремень?
Для замены ремня надежнее всего использовать оригинальные детали, однако, при отсутствии таковых на рынке, либо чересчур высокой цене оригиналов, можно использовать качественные аналоги. В первую очередь, при подборе нужно руководствоваться геометрическими параметрами, шириной, длиной, размерами и конфигурацией зубьев, элементов, обеспечивающих зацеп, зазорами между ними. Недопустимо даже минимальное несоответствие, из-за него установить ремень не получится, либо не удастся достичь необходимой плотности контакта, деталь начнет проскальзывать.
Важно и общее качество изделия. Чрезмерная экономия, использование запчастей от неизвестных брендов – плохое решение. Хороший ремень можно определить визуально, все кромки правильно обработаны, геометрия – максимально точная.
Какой инструмент нужен, чтобы поменять привод ГРМ
Перед тем, как поменять ремень ГРМ, нужно приготовить следующий инструмент:
- Ключи для снятия механического крепежа;
- Домкрат;
- Монтажные лопатки.
Как правильно менять ремень: порядок действий
Конкретные указания по замене ремня ГРМ можно найти в инструкции к транспортному средству, они определяются конструктивными особенностями, компоновкой моторного отсека. Универсальный алгоритм:
- Прежде, чем заменить деталь, следует в первую очередь осуществить сброс отрицательной клеммы с аккумуляторной батареи для обесточивания автомобиля.
- Демонтаж ременного привода генератора.
- Демонтаж других элементов, затрудняющих доступ к детали.
- Снятие кожуха, которым накрыт ремень.
- Открытие доступа к шкиву коленвала.
- Совмещение специальных монтажных отметок, предусмотренных на коленчатом и распределительном валах. При отсутствии подобных отметок, необходимо закрепить обе детали специальными элементами.
- Ослабление натяжителя ременного привода.
- Снятие старого ремня ГРМ.
- Осмотр мотора на предмет повреждений, признаков, указывающих на внутренние дефекты, например, подтеков масла, охлаждающей жидкости, проверить, не требуется ли заменить другие детали.
- Замена ремня, установка других элементов.
- Регулировка натяжителя, чтобы ремень уверенно оставался в нужной позиции, не провисал.
- Прокручивание коленчатого вала на пару оборотов, что позволит убедиться в правильности установки и четкости совмещения отметок.
После этого нужно вернуть на место и другие ранее снятые устройства. Специалисты советуют менять не только ремень, но и другие детали, изнашивающиеся вместе с ним (ролики, механизмы, обеспечивающие натяжение и исключающие ослабление в процессе эксплуатации), осуществить замену охлаждающей жидкости. При отсутствии уверенности в своих силах, опыта ремонта автомобиля, менять привод ГРМ лучше в специализированном сервисном центре. Менять ремень – довольно трудоемкая операция, при выполнении которой должны быть исключены даже незначительные ошибки.
Изображения взяты с unsplash