11 сентября 2024
Двигатель – сердце автомобиля. Основная функция мотора – преобразование энергии, образующейся в процессе сжигания топлива, бензина, солярки или газа, в механическую, за счет которой начинают двигаться поршни, вращаться коленчатый вал и колеса. Как и человеческое сердце, во время работы мотор издает звук.
Равномерный, басовитый рокот приятен, свидетельствует о хорошем состоянии, исправности мотора. Совсем другое дело, когда двигатель стучит, лязгает, причем все это сопровождается плавающими оборотами и снижением мощности. По каким причинам стучать может двигатель? Насколько опасен может быть стук? Что делать, чтобы стук исчез?
Характеристики стука
В первую очередь нужно выявить особенности стука двигателя, обратить внимание на несколько показателей:
- Периодичность и длительность стука мотора. Если стук возникает периодически, исчезает без вмешательства, это не свидетельствует о серьезной поломке, но диагностику двигателя следует провести. Если стук в двигателе слышен постоянно, вне зависимости от нагрузки и режима работы, действовать нужно быстро – поломка серьезная.
- Локализация стука мотора. Специалисты сервисных центров, подобно врачам, диагностируют состояние мотора при помощи стетоскопа, в гаражных условиях придется полагаться на чуткость слуха при поиске причины стука. Практика показывает, что на наиболее серьезные поломки указывают шумы, доносящиеся из картера или нижней части мотора.
Состояние мотора. Горячий или холодный, находящийся под нагрузкой или работающий вхолостую – все это имеет значение для выяснения причины стука.
Когда стучит в двигателе?
Зачастую стук доносится не постоянно, а только в одном из рабочих режимов мотора. В каждой ситуации впору говорить об определенных дефектах и проблемах. Наиболее распространенные причины, почему стучать может двигатель, выглядят следующим образом:
- На холодный двигатель. В целом, это нормальное явление. Во время стоянки, в особенности, продолжительной, в холодное время года масло замерзает и густеет, его физические и эксплуатационные свойства меняются. Непосредственно после запуска состав не обеспечивает выраженного снижения трения между деталями мотора, из-за чего и появляется раздражающий стук. По мере нагрева масло становится текучим, характеристики приходят в норму, стук исчезает сам собой. Кстати, именно этим объясняются рекомендации по поводу прогрева мотора. Пусть лучше он пару минут будет стучать, прогреется без нагрузки, масло растечется и снизит интенсивность трения между внутренними элементами. Такой подход безопаснее и надежнее, нежели спешка.
- На горячий двигатель. Возникновение стука по мере прогрева говорит о серьезных неисправностях. Требуется углубленная диагностика, чтобы выявить точную причину стука.
- На холостых оборотах. Как правило, стук объясняется смещениями мелких элементов. В результате увеличивается зазор между ними, из-за чего они начинают ударяться друг о друга. Возникновение зазоров – опасная ситуация, продолжительное механическое взаимодействие чревато деформациями и разрушением. Иногда причина возникновения зазоров связана с неправильным подбором масла или его низким качеством, несоответствием вязкости эксплуатационным условиям, накоплением продуктов износа.
- Под нагрузкой. Если звуки имеют металлический оттенок, напоминают лязг, то поездку лучше прекратить и отправить автомобиль в сервисный центр на эвакуаторе. Такой стук часто свидетельствует о неполадках поршневой группы, может привести к полному заклиниванию, необходимости капитального ремонта или замены. Оба варианта сопряжены с огромными расходами на ремонт.
- Появление стуков вместе с потерей мощности. Скорее всего, поврежден один из основных элементов мотора. В простых случаях справиться с поломкой удастся регулировкой, в тяжелых – переборкой с заменой дефектных запчастей.
Детонация как причина стука
Теперь нужно разобраться в причинах, по которым застучал ДВС. Одна из них – детонация. Выражается она в некорректном сгорании топливовоздушной смеси, ее несвоевременном воспламенении, быстром сжигании, напоминающем взрыв, создающий огромную нагрузку на поршневую группу и другие компоненты мотора. Проблема связана не просто с механическими, но и с термическими воздействиями, из-за которых прогорают прокладки головки блока цилиндров, деформируются поршни мотора.
Основные причины возникновения детонации выглядят следующим образом:
- Использование топлива низкого качества;
- Некорректная работа инжектора, системы впрыска, из-за чего в цилиндры поступает обедненная смесь;
- Перегрев мотора.
Современные автомобили укомплектованы датчиками, реагирующими на детонацию, подающими команду на корректировку состава топливовоздушной смеси, что позволяет исправить ситуацию. Впрочем, излишне надеяться на защитные системы блока цилиндров не стоит. Если мотор плохо работает даже на качественном топливе с достаточным октановым числом, не лишне обратиться в сервисный центр для углубленной диагностики, пока не застучал двигатель и не пришлось отдавать авто на дорогостоящий ремонт.
Механизм газораспределения
ГРМ – один из важнейших компонентов любого двигателя. Он сформирован множеством деталей, каждая из которых в отдельности может приводить к появлению стуков и других посторонних звуков.
Клапаны блока цилиндров
На старых двигателях их шум был вполне нормальной, распространенной ситуацией. Причина – конструкция двигателей, между элементами клапанного механизма остались зазоры, компенсирующие тепловое расширение. Зазоры приводили к достаточно интенсивному физическому взаимодействию, сопровождающемуся характерными звуками. Справиться с ситуацией удалось регулировкой зазоров.
Современные моторы комплектуются гидрокомпенсаторами, реагирующими на температурное расширение, что позволило исключить потребность в зазорах. Стук, тем не менее, может возникать и на них, причем воспринимать его нужно как неисправность, связанную с компенсаторами. При длительной эксплуатации в таком режиме мотор начинает терять мощность, резко увеличивается нагрузка на клапанные седла и сами клапана, возникает риск деформации, разрушения запчастей.
Алгоритм действий: комплексная диагностика мотора, замена гидрокомпенсаторов по причине невозможности их восстановления. Нелишне убедиться в исправности клапанов, чтобы не повторилась причина стука. Поврежденная деталь не обеспечивает герметичности цилиндра, она резко снижается.
Ременный привод
В таком случае приходится говорить не о стуках, а о завываниях, связанных с перетяжкой ремня, износом подшипников. Указанные запчасти нужно проверить и, если износ деталей выявлен – поменять. Тянуть нельзя, ситуация усугубляется с каждым пройденным километром, может обернуться заклиниванием роликов, обрывом привода, и потребуется капитальный ремонт мотора.
Цепной привод мотора
Если ремень воет, то цепь – именно стучит. Связано это с ее растяжением, выраженные изменения зачастую наблюдаются уже через 100 тысяч пройденных километров. Как правило, проблема дает о себе знать на “холодном” моторе, до его прогрева. Вторая вероятная причина проблемы – поломка цепного гидравлического натяжителя.
К сожалению, обе указанные запчасти не подлежат ремонту, придется ставить новые запчасти. Точный алгоритм работы определяется моделью транспортного средства, компоновкой подкапотного пространства. Иногда не обойтись без комплексного разбора мотора, такой ремонт лучше доверить специалистам из сервиса.
Распредвал
Стук появляется “на холодную”, до прогрева мотора, слышится из верхней части силовой установки. Отличительная особенность такого стука – частота, вдвое меньшая, в сравнении с оборотами. Если причина кроется в небольших повреждениях, посторонние звуки исчезнут по мере прогрева ДВС, если они выражены, то звук слышен и на холодном, и на горячем двигателе. Во втором случае тянуть нельзя, впору озадачиться заменой запчасти, иначе придется столкнуться с капитальным восстановлением ДВС.
Распределительный вал – прочная деталь, рассчитанная на огромные механические и температурные нагрузки, однако, и у нее есть свой ресурс. Рано или поздно износ случится, и придется столкнуться с необходимостью замены. Чтобы продлить срок службы, нужно своевременно менять масло, не перегружать мотор, не допускать его работы в критических режимах.
Фазовращатели
При их повреждении стук будет доноситься из передней части ДВС, причем он синхронизируется с оборотами распределительного вала. Автомобильная электроника, как правило, фиксирует данную причину неисправности, и на приборной панели загорается значок “Check engine”.
Коленвал
При изнашивании коленчатого вала стук в двигателе раздается сразу после запуска. Это говорит о том, что причина стука кроется в повреждениях вкладышей и шеек. В большинстве случаев связано это с естественными причинами, износом, вызванным продолжительной эксплуатацией. Увеличение интенсивности износа характерно для ситуаций, когда водитель несвоевременно меняет масло, использует составы низкого качества, не соответствующие характеру нагрузок, температуре воздуха. Ситуация остается опасной и в том случае, если по мере прогрева стук проходит.
Ситуацию нужно постоянно держать под контролем. Если осмотр показывает, что причина стука заключается в плохом состоянии вкладышей, лучше не тянуть, выполнить их замену до окончательной поломки, при которой они проворачиваются, слетают с места монтажа. Поездка с сорванным вкладышем недопустима, нужно вызвать эвакуатор и в сервисном центре провести капитальный ремонт двигателя.
Проблемы с маслом
Зачастую стук в двигателе сопряжен не с механическими дефектами, а с ошибками при заливке масла. Такую ситуацию можно отнести к категории наиболее простых, устранимых с минимальными усилиями и вложениями. Самый распространенный вариант – заливка недостаточного объема состава. Стук издают все элементы, которым он необходим для корректной работы, от гидрокомпенсаторов до фазовращателей. Устранить причину проблемы легко – нужно восполнить уровень до нужной отметки.
Вторая причина проблемы – использование масла низкого качества, либо чересчур вязкого сорта, не соответствующего погоде. Практика показывает, что в таком случае стук максимально выражен на старых двигателях, однако, и на новых версиях – использование таких технических жидкостей не сулит ничего хорошего. Требуется слив, промывка и заливка качественного аналога от проверенного производителя.
Поршни и поршневые пальцы
Стук появляется из-за того, что между поршнем и стенками цилиндра появляется зазор. Измеряется зазор десятыми долями миллиметра, однако, и этого достаточно для механического контакта и характерного лязга, особенно выраженного, пока мотор не прогрелся. С ростом температуры плотность прилегания восстанавливается за счет теплового расширения, из-за чего звук или пропадает, или становится гораздо тише.
Если поршни отзываются довольно глухим звуком, то поршневые пальцы – звонким, напоминающим металлический лязг. Он раздается при наборе скорости, нажатии педали акселератора “в пол”, либо при преодолении препятствий, крутых подъемов, когда мотор работает на малых оборотах, однако, испытывает серьезную нагрузку. Как и в предыдущем случае, явление связано с тем, что увеличивается зазор. Причина проблемы устраняется регулировкой, либо заменой запчастей, если наблюдается выраженный износ деталей.
Масляный насос
Неисправность масляного насоса заявляет о себе звонким стуком, учащающимся вместе с увеличением оборотов, не зависящим от температуры ДВС. Замена масляного насоса, в сравнении с ремонтом мотора – не самая сложная и затратная процедура, однако, оставлять проблему без внимания нельзя.
Навесное оборудование
Стук возникает и в ситуациях, когда повреждены не внутренние механизмы, а внешние, навесные устройства. Как правило, дело касается следующих модулей:
- Генератор. Звуки могут издавать подшипники, нуждающиеся в замене или, как минимум, в смазке, либо замкнувшие обмотки.
- Насос ГУР. Характерный хруст подшипников появляется при повреждениях основных насосных элементов, либо перепускного клапана.
- Кондиционер. Если точнее, его компрессор. Причина кроется в подшипнике. Размещен он на муфте, при появлении неисправности – требует замены.
- Стартер. Если эта деталь издает стук или жужжание, то ситуация критична, требуется немедленная замена. Скрежет или писк не являются критичными, однако, оставлять устройство без внимания нельзя. Нужно проверить, что все шестерни достаточно плотно прилегают друг к другу, механическое усилие передается эффективно, при этом вращение не затруднено. Для устранения зачастую хватает тщательной чистки и смазки.
Наименее надежные моторы
Застучать могут все двигатели, однако, некоторые версии не слишком удачны, уступают аналогам по надежности и гораздо чаще доставляют водителям неудобства. Характерный пример – 1.6-литровый мотор, разработанный для Volkswagen Polo, выпуск которого начался в 2010 году. В основном стук раздается сразу после старта, становится тише и полностью исчезает по мере нагрева. Вызван он конструктивными особенностями, не представляет большой опасности, однако, владелец привыкает к нему, из-за чего может пропустить реальную неисправность.
Немало нареканий вызывают дизельные двигатели Renault, изготовленные в начале нулевых. Из-за малой надежности кривошипов и шатунов серьезные проблемы появляются уже на 130 тысячах километров пробега. Чтобы снизить риск поломки, нужно аккуратно использовать ДВС, не перегревать и не перегружать его, своевременно менять масло.
Меры профилактики
Стук в двигателе говорит о том, что проблема уже достаточно серьезна, сама по себе она не пройдет, а будет только усугубляться. Не стоит надеяться справиться с ней присадками, они никак не влияют на состояние механизмов и внутренних элементов, несмотря на то, что производители порой говорят об их чудодейственных свойствах.
Самая надежная профилактическая мера – своевременная замена масла на состав, соответствующий типу мотора, условиям эксплуатации, обладающий высоким качеством. Конечно, не нужно без надобности перегружать мотор, пренебрегать плановой заменой воздушных фильтров и других расходников. Нельзя забывать и о своевременном прохождении ТО, регулярном посещении сервисного центра для углубленной диагностики, что позволяет зафиксировать поломку на ранней стадии, когда устранить ее можно с минимальными вложениями.
Стучит двигатель: итоги
Владельцу автомобиля не обязательно быть музыкантом с абсолютным слухом, чтобы по первому стуку понимать, в чем именно кроется проблема, насколько она выражена и какие меры помогут устранить ее. Главное – не игнорировать стук и сразу обратиться в сервисный центр. Промедление чревато серьезными неприятностями, капитальным ремонтом, а то и заменой мотора!
Изображения взяты с unsplash