3 октября 2024
Зима – причина забот для многих владельцев автомобилей. Гололед заставляет менять манеру вождения, переобувать шипованную резину. Холод приводит к проблемам при запуске мотора, провоцирует сгущение масла в двигателе, увеличивает нагрузку на все основные узлы и агрегаты машины.
Компенсировать это негативное явление в теории должен прогрев двигателя. По мере увеличения температуры, изначальная текучесть масла в двигателе восстанавливается, оно снова может эффективно защищать подвижные детали машины и механизмы от трения. Однако, действительно ли необходимо прогревать двигатели? Не является ли такой подход устаревшим? Что думают по поводу прогрева машины опытные автомобилисты, мастера и специалисты сервисных центров?
Прогрев двигателя: что это?
Под прогревом машины принято понимать временной промежуток между запуском двигателя и его выходом на оптимальную рабочую температуру, соответствующую нормативным требованиям, инструкциям, обеспечивающую безопасную, эффективную работу двигателя. Для дизельных двигателей рабочая температура составляет около 85-90 градусов, для бензиновых – от 90 до 110.
Необходимость прогрева машины
В том случае, если рабочая температура (особенно зимой) не достигает значений, указанных в предыдущем абзаце, КПД двигателя машины снижается, интенсивность износа его внутренних компонентов увеличивается, что объясняется ненадлежащим состоянием технических жидкостей.
Главным образом это касается моторного масла, которое в полной мере выполняет свои функции только в том случае, если двигатель нагрет до нужных температур. Если двигатель машины холодный, эта жидкость чересчур вязкая, смазывающая способность невысока, вдобавок жидкость не способна проникнуть во все зазоры и полости, чтобы на 100% защитить подвижные механизмы от интенсивного трения.
Второй момент – недостаточные гидравлические параметры холодного масла. Сформированная им пленка, покрывающая подвижные механизмы двигателя машины, оказывается недостаточно прочной, срывается даже при отсутствии вибраций и колебаний. В этом контексте прогревать двигатель нужно для того, чтобы защитить его от “сухого” старта.
Отрицательные температуры воздуха негативно сказываются и на эффективности салонного отопителя. В большинстве авто, микроклимат регулируется за счет охлаждающей жидкости, прогрев помогает быстрее добиться приятного тепла в салоне машины, избавиться от конденсата и наледи на окнах. Прогревать двигатель нужно и для того, чтобы “разбудить” системы авто, снижающие объемы вредных выхлопов, запустить процессы нейтрализации токсичных продуктов сгорания топлива.
Зачем прогревать двигатель? Положительные эффекты от прогрева машины
При помощи прогрева двигателя удастся решить несколько задач, необходимых для эффективной и безопасной эксплуатации автомобиля:
- Восстановление нормальной текучести основных технических жидкостей, в первую очередь – антифриза и моторного масла.
- Сокращение топливного расхода. Разница наиболее заметна на дизельных двигателях, однако и для бензиновых автомобилей это актуально.
- Обеспечение оптимальных зазоров между контактирующими элементами ДВС. В основу этого эффекта положено тепловое расширение, детали входят в плотный контакт, что увеличивает КПД, снижает выраженность динамических нагрузок на двигатель.
- Снижение нагрузки на аккумуляторную батарею, экономия заряда, продление срока службы.
Особенности прогрева машины при различных температурах
Алгоритм прогрева подбирается в соответствии с погодными условиями, в первую очередь – температурой воздуха. Рассмотрим, как правильно греть машину, что советуют специалисты.
- Более 5 градусов тепла – прогрев авто можно ограничить минутой. Вязкость масла в автомобиле увеличивается не слишком сильно, изначальная геометрия металлических деталей сохранена, зазоры соответствуют нормам. Главное в таком случае – не газовать с места, начало движения автомобиля должно быть плавным, спокойным.
- От 0 до минус 10 мороза. Прогревать машину до рабочей температуры нужно пару минут.
- От минуса 10 до минус 20 мороза. Зимой ориентиром можно считать лобовое стекло. Когда оно полностью очистилось от наледи и конденсата – автомобиль готов к поездке. В среднем прогревать машину зимой нужно около 5 минут. Как и в предыдущих случаях, автомобилю стартовать нужно плавно, без резких ускорений.
- Ниже минус 20. Зимой при критически низких температурах рекомендуется ориентироваться не на время, а на индикатор температуры охлаждающей жидкости. Начинать поездку на автомобиле можно тогда, когда температура достигнет 50-градусного значения. Первые километры ехать желательно медленно, чтобы прогреть другие компоненты машины, трансмиссию, амортизаторы, редукторы.
Если автомобиль прогревается во дворе, в прямой близости от жилых домов, подъездов, нужно помнить о законодательных требованиях. Время стоянки машины с включенным двигателем ограничивается пятью минутами, в противном случае – можно говорить о нарушениях ПДД и Административного Кодекса, что предполагает наложение штрафов.
В теплое время года можно обойтись без прогрева автомобиля. Все жидкости и детали машины сразу находятся в состоянии, позволяющем безопасно начать движение.
Дополнительные рекомендации по прогреву
Специфика процесса зависит и от некоторых технических особенностей автомобиля. Например, инжекторный двигатель требует меньше времени для выхода на оптимальную температуру, чем карбюраторный двигатель. Если последнему перед поездкой нужно 4-5 минут, чтобы достигнуть рабочей температуры, то первому – 2-3.
Без прогрева не обойтись на машинах, укомплектованных турбированными двигателями. Даже летом, в теплую погоду, прогревать машину нужно хотя бы 1-2 минуты. Турбины подвержены высоким нагрузкам, прогрев позволяет не просто восстановить необходимую текучесть масла, но и равномерно распределить его по объему ДВС, что уменьшит трение, снизит риск поломки, поможет сохранить эксплуатационный ресурс.
Если говорить об электрических автомобилях, то они вполне могут обойтись без прогрева. В них используются двигатели совершенно иной конструкции, в сравнении с классическими ДВС. Главное, в чем нуждается машина – чтобы владелец следил за зарядом батареи, чтобы он в морозную погоду не опускался ниже 70%. Соблюдение этого нехитрого правила гарантирует, что даже после холодной ночи на открытой стоянке машина заведется без проблем.
Изображения взяты с unsplash