23 декабря 2024
Предпродажную подготовку проводят для того, чтобы улучшить внешнее и техническое состояние автомобиля, получить за него максимально возможную сумму. Это комплексный процесс, требующий вдумчивого, ответственного подхода и некоторых материальных вложений. Практика, впрочем, показывает, что все усилия оправдываются и компенсируются не только вырученной суммой, но и скоростью продажи, отсутствием проблем с поиском заинтересованного покупателя. Как подготовить машину к реализации? На что обращать основное внимание?
Подготовка автомобиля к продаже
Царапины, следы ржавчины и вмятины на кузове, неприятный запах в салоне, пятна на обивке сидений – все это отпугивает покупателя ничуть не меньше, чем стук в двигателе или скрипящие тормозные колодки. Задача продавца – привести транспортное средство в надлежащий вид, желательно, с минимальными вложениями.
Подготовка кузова
Именно на кузов покупатель обращает внимание в первую очередь. Толстый слой грязи и дорожной пыли, глубокие царапины – все это поводы или для отказа от приобретения или, как минимум, для снижения цены, что невыгодно для продавца. Если речь идет о реализации авто премиум-сегмента, то экономить не стоит – не лишней будет профессиональная мойка и полировка, чтобы автомобиль засверкал и выглядел так, будто только вчера покинул конвейер. Для остальных моделей лучше использовать бюджетную схему:
- Устранение мелких царапин. Если дефект виден только на сухом кузове и незаметен после увлажнения – можно полировать. Абразивная паста обойдется буквально в несколько сотен рублей, пользоваться ей легко, главное – терпение и аккуратность.
- Закрашивание сколов. Чаще всего, они концентрируются в районе бампера, решетки радиатора, капота, вызваны попаданиями мелких камешков. Проблема особенно актуальна для водителей, регулярно выезжающих на гравийные, грунтовые дороги. Для закрашивания используются специальные маркеры или средства, напоминающие лак для ногтей. Как и в предыдущем случае, справиться с реставрацией сможет каждый, главное – действовать без спешки и осторожно.
- Восстановление оптики. Сразу нужно оговориться, что полностью менять разбитую фару на дорогой оригинал рационально только в том случае, если вложения будут оправданы. Иногда разумнее сделать скидку, нежели тратить время, деньги и силы. Отдельные перегоревшие лампочки – другое дело, их точно стоит поменять самостоятельно. Полировкой фар заниматься не стоит, максимум – протереть их пастой минимальной абразивности, чтобы устранить въевшиеся загрязнения.
- Восстановление дисков. Актуально, если автомобиль укомплектован штампованными дисками, на которых появились пятна ржавчины, сильно портящие внешний вид. Бюджетное решение – окрашивание дисков из баллончика, более дорогое – установка декоративных колпаков, оригиналов или аналогов.
Подготовка салона
Алгоритм подготовки автомобиля в данном случае определяется состоянием. Варианты следующие:
- Ухоженный салон. Минимальные загрязнения, отсутствие пятен на обивке и неприятных запахов. В такой ситуации можно ограничиться простейшей сухой чисткой, пропылесосить сидения, вытряхнуть коврики, поставить новый освежитель воздуха.
- Среднее состояние. Пятна на обивке от пролитых напитков, загрязнения на пластике, скопления пыли на приборной панели. Лучший вариант – химчистка. При желании сэкономить можно действовать самостоятельно, используя стандартные средства бытовой химии. По возможности стоит доверить работу профессионалам – выйдет дороже, зато не придется тратить время и переживать о результате.
- Сильные загрязнения, следы износа. Неприятный запах, вызванный регулярным курением, глубоко въевшиеся пятна, разрывы обивки, потертости на пластике – для устранения придется приложить немало усилий. Справиться с табачным запахом поможет озонирование или “сухой туман”, с грязью и пылью – профессиональная чистка, предполагающая сухую уборку и применение специализированной химии. Повреждения обивки, небольшие разрывы швов можно скрыть чехлами. Дорогой вариант – перетяжка сидений. Но не всегда расходы удается компенсировать продажей. Также рекомендуется поменять сильно потертые коврики.
В надлежащем состоянии, конечно, должен находиться не только салон, но и багажник. Как минимум, нужно навести в нем порядок и пройтись пылесосом, как максимум – выполнить комплексную химчистку.
Подготовка моторного отсека
Покупатель однозначно попросит поднять капот, так что нужно навести порядок. Слишком усердствовать, впрочем, не стоит. Идеальная чистота наводит на неприятные мысли о попытках скрыть подтеки масла и другие “улики”, свидетельствующие о плохом техническом состоянии двигателя. Лучше ограничиться сухой чисткой, удалить скопления пыли и выраженные загрязнения, бросающиеся в глаза.
Техническая подготовка
Внешний лоск – это, конечно, хорошо, но куда важнее – техническое состояние. Если автомобиль сияет, выглядит свежим и новым, однако, его двигатель заводится с трудом, обороты – плавают, а из выхлопной трубы валит густой черный дым, вряд ли удастся заключить выгодную сделку. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно выполнить следующие действия:
- Восполнение уровней технических жидкостей до нормального уровня. Масла в моторе и коробке передач, охлаждающая жидкость, жидкость ГУР. Все нужно проверить при помощи щупа или специальной мерной шкалы.
- Исключение протечек. Если в моторном отсеке явно видны масляные подтеки, а после стоянки под автомобилем – образуется лужа, следует проверить все патрубки и шланги, убедиться в их целостности, отсутствии трещин и других повреждений. Особое внимание уделяется тормозным магистралям, даже небольшая протечка приводит к снижению давления и отказу тормозов.
- Замена тормозных колодок. Сделать это нужно в том случае, если фрикционное покрытие на них полностью стерлось, либо близко к этому. Определить потребность замены можно не только визуально, но и на слух – при торможении колодки отдаются громким скрипом. Эксплуатация автомобилей с такими дефектами не просто небезопасна, но и запрещена по ПДД.
Устранение мелких дефектов
Нужно уделить внимание не только основным узлам и агрегатам машины, но и второстепенным, плохое состояние которых ухудшает комфорт поездки, либо потенциально способно привести к аварии. Речь идет о следующем:
- Резина. Покрышки, высота протектора которых составляет меньше 1.6 миллиметра, имеющие явные дефекты, грыжи, проколы, обнажения корда нужно заменить – их эксплуатация прямо запрещена правилами дорожного движения. Перед продажей не обязательно приобретать новый комплект, можно найти недорогой и вполне приемлемый вариант можно на вторичном рынке.
- Выхлопная система. Глушитель со сквозной коррозией, прогарами, сквозными трещинами не справляется со своими задачами, машина работает очень громко, вдобавок, серьезно снижается мощность двигателя, падает динамика, увеличивается топливный расход. Замена глушителя требуется только в самых сложных ситуациях, если он, например, проржавел. большинстве случаев, удается решить проблему сваркой, постановкой заплаток.
- Подвеска. Если в ходе пробной поездки покупатель услышит стук подвески, и поймет, что езда по неровностям отдается серьезными ударами по кузову, – он точно начнет торговаться. Полностью перебирать подвеску не нужно – это слишком затратно, а вот заменить амортизаторы, сайлентблоки, опоры, давно выработавшие ресурс – стоит. На запчастях при этом можно сэкономить, установив не дорогие оригиналы, а бюджетные аналоги от проверенной марки.
Юридические аспекты
Машину готовят к продаже не только технически, но и юридически. Нужно проверить следующее:
- Неоплаченные штрафы. Погасить задолженность можно дистанционно, для этого достаточно знать номер постановления, выписанного инспекторами или воспользоваться онлайн-сервисами.
- Ограничения, наложенные службой судебных приставов и другими государственными инстанциями. Нужно уточнить, какое именно ведомство наложило ограничения, с чем это связано, как аннулировать их. Часто бывает, что причиной становится долг по оплате услуг ЖКХ.
- Использование машины в качестве залогового имущества. Если транспортное средство ранее было приобретено в кредит, он должен быть полностью погашен.
Чего не нужно делать?
Чрезмерное усердие перед продажей транспортного средства не рекомендовано, а зачастую – противопоказано. Оно не просто не привлекает покупателя, но и отпугивает его, создает ощущение, что продавец пытается скрыть дефекты. Итак, не рекомендуется следующее:
- Полное техническое обслуживание. Рекомендуется долить моторное масло до нормального уровня, но не стоит полностью менять его. Полная замена масла не оправдана и с экономической точки зрения – цену машины она не увеличит.
- Замена привода ГРМ. Цепного или ременного – не имеет значения. Это очень дорого и уместно только в случае явных визуальных дефектов, трещин, деформаций звеньев и других повреждений, указывающих на скорый разрыв.
- Мытье двигателя. Тщательное наведение чистоты в моторном отсеке – признак перекупщиков, которые стремятся выдать желаемое за действительное, устранить подтеки моторного масла и других технических жидкостей, указывающих на неудовлетворительное состояние машины. Грязь – это вполне нормальное явление, указывающее, что транспортное средство не простаивает в гараже, а действительно находится в активной эксплуатации.
- Устранение вмятин и других следов ДТП. Лучше сразу указать это в объявлении, соответствующим образом скорректировать цену. Попытку самостоятельной маскировки при помощи шпаклевки легко установить толщиномером.
Подготовка документов
На каждую зарегистрированную машину оформляется ПТС, СТС, полис общегражданского страхования ОСАГО, диагностическая карта об успешном прохождении ТО, если возраст превышает 4 года.
В первую очередь покупатель будет проверять ПТС, где зафиксирована информация о владельцах, нынешнем и предыдущих, выдаче дубликатов паспорта, замене крупных узлов и агрегатов с VIN-номерами. На иномарки, ввезенные на территорию РФ после 2020 года бумажные ПТС не оформляются, им на смену пришли электронные версии.
Помимо перечисленных основных бумаг, шанс на успешную продажу повышают следующие документы:
- Справка о погашении займа, если автомобиль ранее был приобретен по программе кредитования. Это даст потенциальному покупателю уверенность в отсутствии проблем с банком и коллекторскими агентствами.
- Доверенность, если продажей занимается не собственник, а третье лицо. Полномочия лица подтверждаются именно доверенностью, желательно – заверенной в нотариальной конторе.
- Сервисная книжка. Этот документ, в котором имеются записи о ТО, выполненном в официальном сервисном центре, повышает уровень доверия покупателя, дает ему понять, что за машиной следили, ухаживали, своевременно обслуживали.
Способы продажи
Самый популярный вариант – через площадки объявлений, специализированные или общие. В таком случае сам устанавливает цену, взаимодействует с покупателями, организует просмотры. Минусы – значительные траты времени на общение с покупателями, пришедшими “просто посмотреть”, риск столкнуться с мошенниками и перекупщиками, активно снижающими цену. Для привлечения внимания нужно правильно оформить объявление, подготовить хорошее текстовое описание, сопроводить его фотографиями и, по возможности, видео. Лучше акцентировать внимание не только на достоинствах машины, но и на ее недостатках, чтобы покупатель имел полное представление.
Если задача срочно продать машину не стоит, можно выбрать такой способ. Главное – действовать осторожно, не соглашаться на просмотры в сомнительных местах, непонятные финансовые манипуляции. Реально заинтересованный человек всегда согласится на условия продавца, если они окажутся адекватными и логичными.
Вторая схема – обращение к посредникам, в качестве которых выступают частные лица, автосалоны. Некоторые организации готовы не просто помочь с продажей, но и взять на себя всю подготовку авто, от химчистки салона до технического обслуживания. В таком случае не придется тратить время, однако, за посреднические услуги нужно платить. Сумма может быть как фиксированной, так и выражающейся в проценте от конечной цены.
Третий метод – срочная продажа. Использовать его рекомендуется только в случае крайней необходимости в деньгах. Всю сумму зачастую удается получить в день обращения в компанию, специализирующуюся на срочном выкупе автомобилей, но она окажется невысокой, в лучшем случае – по низу рынка на профильных площадках с объявлениями.
Взаимодействие с покупателем
Адекватного заинтересованного покупателя, как правило, видно сразу. Пользователей с профилями, явно указывающими на перекупщиков, начинающих общение с торга, предлагающих провести сделку сомнительными способами, можно сразу блокировать.
Заинтересованный человек согласится на обозначенное место встречи, подстроится под график, не будет агрессивно торговаться. Во время личной встречи следует помогать покупателю, акцентировать внимание на дефектах, при наличии таковых, не отказывать в логичных просьбах, вроде запуска двигателя, проверки ЛКП толщиномером. Вполне можно организовать тест-драйв, чтобы покупатель оценил состояние мотора, тормозной системы, подвески.
Оформление сделки
По достижении договоренностей с покупателем можно перейти к оформлению продажи. Проще всего сделать это на Госуслугах, способ быстр, надежен, исключает переплаты и необходимость обращения к посредникам. Самое главное – грамотно заполнить бланки. Необходимо три экземпляра: для покупателя, продавца и передачи сотрудникам ГАИ. На бумаге фиксируются следующие данные:
- Персональные паспортные данные сторон, заключающих сделку.
- Название автомобиля. Его нужно выписать из ПТС, без сокращений и других изменений.
- VIN-идентификатор, мощность мотора, цвет кузова и другая информация, касающаяся транспортного средства;
- Сведения из ПТС, СТС.
Заполнять бланки нужно максимально внимательно, даже одна ошибка, описка способна привести к аннулированию документа, признанию сделки незаконной. Все бумаги заверяются подписями сторон.
Завершение сделки
Финальный этап продажи – постановка транспортного средства на учет покупателем. Лучшая схема – совместное посещение регистрационного отдела ГАИ продавцом и покупателем, чтобы сразу провести необходимые юридические мероприятия, без недоверия и задержек.
Передача денег после снятия машины с учета проводится способом, устраивающим обе стороны, будь то перевод по банковским реквизитам, номеру карты или оплата наличными. Чтобы исключить вероятные финансовые претензии, факт передачи следует подтвердить распиской, в идеале – заверенной подписью нотариуса.
Изображения взяты с unsplash