Обкатка нового автомобиля: как правильно

13 февраля 2025

Конечно, каждый покупатель нового автомобиля рассчитывает, что он прослужит максимально долго, не требуя ремонта и вложений, будет радовать комфортом, динамикой, функциональностью. 

Для воплощения этих желаний в реальность рекомендуется провести обкатку новой машины, соблюдать нехитрые правила, позволяющие подготовить ее к более серьезным нагрузкам. Зачем это нужно? Каковы основные особенности процесса?

Обкатка: понятие и необходимость

Производственные технологии, используемые современными автоконцернами, совершенны. Детали изготавливаются из технологичных сплавов и материалов. Обработка автоматизирована и роботизирована, что позволяет соблюдать минимальные допуски, измеряемые сотыми долями миллиметра. Впрочем, даже этих долей хватает, чтобы износ в точках контакта, например, между шестернями, оказался выраженным. 

Данный процесс не деструктивен, а, наоборот, положительно сказывается на общем состоянии конкретного механизма и машины в целом. Детали “притираются” друг к другу, что позволяет полностью реализовать их потенциал, обеспечить точность и четкость работы.

Описанный процесс называется обкаткой. Для некоторых деталей, например, двигателя, она начинается еще на конвейере. Мотор соединяется с электроприводом, задача которого – вращение коленчатого вала. Биение, чрезмерное усилие при повороте, посторонние звуки – все это сразу укажет инженерам на низкое качество, ошибки, допущенные при сборке.

Окончательно обкатывать транспортное средство приходится уже владельцу. В среднем, достаточно 1-2 тысяч км расстояния обкатки, на протяжении которых недопустимы чрезмерные нагрузки. Требуется следовать определенным рекомендациям, исключающих опасность поломки.

обкатка автомобиля

Каким системам нужна обкатка?

При помощи обкатки можно продлить жизнь всем системам транспортного средства, в составе которых есть элементы, напрямую взаимодействующие друг с другом, находящиеся в механическом контакте. Таковыми являются, например, следующие:

  • Мотор. Как уже было сказано, пока двигатель еще новый, его детали находятся в очень плотном взаимодействии. Это актуально и после капитального ремонта, сопряженного с заменой основных элементов, прокладок, поршневых колец.
  • Коробка передач и другие трансмиссионные механизмы, основа которых – взаимодействующие шестерни, муфты, подшипники, диски. На то, чтобы они разработались и притерлись друг к другу, потребуется время.
  • Тормоза. В процессе обкатки тормозные колодки притираются к дискам, формируется их поверхностная структура, обеспечивающая максимальную выраженность трения и, следовательно, эффективность торможения.

В обкатке, как ни странно, нуждаются и неочевидные детали, например, шины. На заводе их поверхность может обрабатываться специальным консервирующим составом, предотвращающим порчу товара во время складского хранения. Этот состав сильно снижает коэффициент сцепления. Чтобы не попасть в аварию, не уйти в занос, водителю после установки нового комплекта следует соблюдать определенную осторожность.

Обкатать придется и зимнюю шипованную резину, чтобы металлические элементы приняли правильное положение, необходимое для уверенного сцепления со льдом и глянцевым снежным накатом.

Как правильно обкатывать автомобиль?

При обкатке машины необходимо придерживаться следующих правил:

  • Исключение перевозки грузов, буксировки, выездов на бездорожье, даже если речь идет о машине с полным приводом. Сначала лучше “потренировать” трансмиссию и ходовую на обычных дорогах, без чрезмерных нагрузок.
  • Оптимальные обороты двигателя – от 2 до 4 тысяч в минуту. Нужно заметить, что высокие обороты для мотора столь же нежелательны, как и низкие.
  • Резкие разгоны и торможения. Обкаткой нужно заниматься в максимально спокойном стиле, руководствуясь правилом “тише едешь – дальше будешь”. Это нужно не только для лучшей сохранности транспортного средства, но и для собственной безопасности, ведь ни шины, ни тормоза пока не работают на 100% своих возможностей, агрессивный маневр может привести к тяжелому ДТП.
  • Соблюдение скорости до 90 километров в час, плавные переключения КПП, исключение пробуксовок, перегазовок. При помощи таких принципов обкатки удается адаптировать к нагрузкам коробку передач, ручную или автоматическую. При планировании маршрута рекомендуется избегать не только плохих дорог, но и участков, где могут образоваться пробки, заторы, движение в которых сопряжено с перегревом трансмиссии.

обкатка автомобиля

“Нулевое” ТО

После завершения обкатки, средняя продолжительность которой – 1-2 тысячи километров, автопроизводители настоятельно рекомендуют провести “нулевое” техническое обслуживание. В первую очередь оно предполагает полную замену масла. Притирка механизмов сопряжена с интенсивным образованием продуктов износа, техническая жидкость оказывается насыщенной металлической стружкой, забивающей фильтры, ухудшающей теплоотвод. 

“Нулевое” ТО также подразумевает проверку крепежей. Если винты, удерживающие элементы подвески, ходовой части, ослабли – следует подтянуть их.

Что будет, если не обкатать автомобиль?

Пренебрежение обкаткой сопряжено с целым комплексом негативных последствий:

  • Появление задиров на поверхностях цилиндров. Микроскопические дефекты со временем превращаются в выраженные царапины, а они – в трещины, из-за которых приходится делать капитальный ремонт.
  • Увеличение топливного, масляного расхода. Работа механизмов сопряжена с повышенным трением и сопротивлением, на преодоление которого требуется дополнительная энергия. Расход топлива увеличивается, мощность двигателя – снижается.
  • Снижение общего эксплуатационного ресурса двигателя. С помощью правильной обкатки автомобиля удается увеличить срок его службы, отсрочить время ремонта.

Некоторые, впрочем, утверждают, что новый автомобиль в обкатке не нуждается, говорят, что им удалось обойтись без такой подготовки, при этом никаких последствий не было. Доверять таким заявлениям не стоит. Во-первых, речь может идти об “ошибке выжившего”, во-вторых – нет гарантий, что проблемы не дадут о себе знать еще через 10-15 тысяч пробега.

обкатка автомобиля

Подведение итогов

Итак, для исключения лишних неприятностей, новую машину стоит обкатать. Игнорировать обкатку не стоит и при капитальном ремонте, предполагающем установку новых пар трения, замене поршневых колец, шатунов в двигателе. Средняя продолжительность эксплуатации в таком режиме – 1-2 тысячи километров, однако, некоторые автопроизводители указывают в эксплуатационных инструкциях более конкретные цифры.

По завершении обкатки следует выполнить “нулевое” техническое обслуживание – заменить моторное масло и масляный фильтр, проверить все соединения на предмет прочности и надежности. Эта операция потребует дополнительных усилий и расходов, однако, в конечном итоге – сэкономит не только деньги, но и нервы!

Записаться на сервис


Изображения взяты с Freepik