30 сентября 2024
Автомобильные коробки передач представлены двумя основными группами: ручными, где переключение передач осуществляется непосредственно водителем, и автоматическими (АКПП), срабатывающими без дополнительных манипуляций. Однако, такая классификация коробок передач не учитывает некоторые разработки, в которых есть черты обоих типов.
Характерный пример – коробка ДСГ. С точки зрения конструкции, коробка передач DSG напоминает механическую, однако, для изменения положения валов и шестерней используется не мускульное усилие, а срабатывание специального привода. Такие коробки иначе называют “роботизированными” (роботом). Каковы главные особенности роботов DSG? В чем заключаются их сильные и слабые стороны?
Коробки DSG: общее понятие
DSG – англоязычная аббревиатура, расшифровка которой – Direct-shift gearbox. Дословно перевести этот термин можно как “коробка передач с прямым переключением”, что весьма точно отражает базовый рабочий принцип. Коробки DSG начали активно использоваться около 20 лет назад, встретить их можно на машинах немецкого бренда Volkswagen, а также Audi, Skoda, Ford, Geely.
Принцип работы коробки DSG
Главными компонентами коробки DSG являются первичные валы, у каждого из которых имеется собственное сцепление, обеспечивающее механическую связь с двигателем. Первый вал коробки DSG укомплектован шестернями четных скоростей, второй – нечетных.
Алгоритм переключения выглядит следующим образом:
- При начале движения происходит прижатие диска второго вала к маховику ДВС, за счет чего активируется первая, нечетная, скорость.
- Разгон контролируется бортовым компьютером, при достижении необходимых значений – подается команда, вал нечетных скоростей размыкается, подключается второй вал, активирующий следующую скорость.
- Алгоритм повторяется до достижения максимальной скорости, либо идет в обратном направлении.
Робот работает максимально четко и точно, все элементы перемещаются синхронно, за счет чего удается исключить провалы, резкие снижения тяги, толчки и другие негативные явления, потенциал двигателя раскрывается на 100%.
Плюсы и минусы DSG
Сильные стороны КПП DSG выглядят следующим образом:
- Как и классическая механика, коробка DSG позволяет эффективно экономить топливо, так как передачи переключаются в максимально оптимальном режиме. Сравнение с обычными автоматическими коробками показывает, что расход при ДСГ снижается примерно на 10-15%.
- Динамичный разгон. Робот DSG переключает передачи за считанные миллисекунды. Такой реакцией не обладают даже гонщики-профессионалы, подобные скорости недоступны классическим гидротрансформаторам. Машина с коробкой DSG разгоняется уверенно во всех скоростных интервалах.
- Возможность перевода коробки в режим ручного управления.
Роботизированная КПП едва ли не на четверть легче гидротрансформатора. Снижение общей массы машины положительно сказывается на динамических характеристиках, увеличивает максимальную скорость, снижает время разгона. - Комфортное вождение. Автомобилисты, проводящие много часов в дороге, оценят плавность хода авто с коробкой DSG. Передачи переключаются почти незаметно для водителя. Сцепление позволяет выбирать между автоматическим режимом и ручным переключением передач.
Главный минус КПП DSG – достаточно высокая цена, она ощутимо дороже обычных гидротрансформаторов и механик. Речь идет не только о первоначальных вложениях, но и об обслуживании, специалисты советуют каждые 50-60 тысяч пробега менять масло в коробке, причем заливаемый объем велик – около 6-7 литров, в зависимости от конкретной модификации DSG. Конструктивная сложность DSG также увеличивает стоимость возможного ремонта, собственными силами выполнить его точно не получится, придется обращаться в специализированный сервис.
Нужно учитывать, что роботы не лучшим образом подходят для езды в пробках. Рваный темп, характерный для дорожных заторов, приводит к тому, что электроника машины начинает допускать ошибки, переключения происходят некорректно. В такой ситуации рациональнее перевести коробку на полностью ручное управление.
Конструктивные особенности DSG
Роботизированная коробка передач имеет немало сходств с классической механикой. DSG также оснащена редукторным механизмом, состоящим из шестеренок, синхронизаторов и других элементов. Важнейшие отличия DSG от механики – пара сцеплений и автоматизированный рабочий алгоритм, водителю не нужно постоянно нажимать на педаль сцепления, перемещать рукоятку переключения, все манипуляции проводятся автоматически.
Один из важнейших компонентов КПП DSG – управляющий модуль, мехатроник. Он сформирован парой частей:
- Электронная. Микросхемы, датчики, процессоры. Задача электроники – сбор и анализ информации, на основе которой делаются выводы о скорости машины, нагрузке, подаются команды на активацию оптимальной передачи.
- Механическая. Механика обеспечивает перемещение дисков сцепления, плотность их взаимодействия. Необходимое давление создается масляным насосом, за его регулировку отвечают клапаны.
“Сухие” и “мокрые” DSG
Главные компоненты коробки ДСГ – механизмы двойного сцепления, также конструкцией предусмотрен основной управляющий модуль и вспомогательные элементы. Трансмиссии DSG представлены двумя главными классами, “сухими” и “мокрыми”, у каждого из которых есть собственные уникальные особенности, технические и конструктивные:
- Сухие. Такие ДСГ укомплектованы дисками сцепления с накладками, покрытыми материалом, увеличивающим силу трения. За перемещение отвечают металлические вилки, такие же, как в обычной механической коробке. Такие коробки ДСГ не слишком дороги, однако, предполагают определенные ограничения по крутящему моменту. Второй негативный момент – износ сцепления (подверженность фрикционных дисков износу), периодически его нужно менять.
- Мокрые. В таком DSG механизм сцепления модифицирован, элементы, испытывающие максимальные нагрузки, расположены в масляной ванне, за счет которой удается уменьшить выраженность трения, обеспечить эффективный отвод избыточной тепловой энергии, увеличить общий эксплуатационный ресурс. Вдобавок, схема снимает ограничения по крутящему моменту, КПП DSG выдерживает не 200 Нм, как в предыдущем случае, а 250, 350, а то и 400.
Распространенные поломки коробки DSG
Статистика сервисных центров показывает, что чаще всего приходится иметь дело с поломками мехатроников ДСГ коробок. Такое положение дел неудивительно, именно мехатроник – наиболее сложный компонент. Повреждения не просто приводят к сбоям, некорректному функционированию DSG, но и увеличивают интенсивность износа механических компонентов, срок службы которых резко снижается.
Вероятна поломка как электронной, так и механической части DSG. В первом случае, провоцирующими факторами являются замыкания, окисления, вызванные попаданием влаги в DSG, длительные выраженные вибрации, во втором – механические воздействия, из-за которых выходит из строя масляный насос, теряется герметичность циркуляционного контура.
При критических повреждениях КПП может полностью выйти из строя, машина оказывается обездвиженной. Полному отказу DSG, впрочем, часто предшествуют вибрации, толчки и стуки, возникающие при переключениях, а также сигнальные светодиоды, индикаторы на приборной панели машины, указывающие на неполадку. Тревожным сигналом является и небольшая протечка масла, однако, зафиксировать ее можно только на смотровой яме, подъемнике или эстакаде.
Расходными элементами для трансмиссии DSG являются диски сцепления, они подвержены постоянной нагрузке, постепенно стираются и теряют базовые фрикционные свойства. Замена сцепления, в целом, не является сложной манипуляцией, но выполнять ее, равно как и другое обслуживание, нужно исключительно в условиях профессионального сервисного центра.
Как выявить проблемы с коробкой DSG при покупке авто?
- Пропуск отдельных передач — сцепление "проскакивает" некоторые ступени.
- Резкие толчки при смене передачи — ощущение, будто коробка DSG "лягается".
- Во время езды слышится низкочастотный шум.
- При трогании с места автомобиль ощутимо трясет.
- Диагностика на эстакаде выявляет утечку трансмиссионной жидкости.
При малейших сомнениях в исправности сцепления рекомендуется провести углубленную диагностику или рассмотреть другие варианты покупки.
Коробка DSG: рекомендации по эксплуатации
Чтобы продлить срок службы ДСГ коробки, снизить риск ее выхода из строя, нужно руководствоваться несколькими несложными правилами:
- Роботы DSG не слишком подходят для бездорожья, уязвимы для выраженных пробуксовок и попыток раскачать машину для преодоления препятствия, выезда из грязи или сугроба. Если машина застряла, то самое рациональное решение – включение нейтрального режима и посторонняя помощь, буксировка, вытягивание на тросе.
- Не рекомендованы модернизации двигателя, повышение его изначальной мощности и крутящего момента. Как сказано раньше, КПП может не выдержать таких усовершенствований, нагрузка на механизмы коробки передач окажется чрезмерной.
- В пробках лучше переходить на полностью ручное управление передачами, это также способствует снижению выраженности механических нагрузок.
- Буксировка допустима, однако, она должна быть максимально бережной. Коробка DSG должна быть переведена в нейтральный режим, ограничить дистанцию 15-20 км, не превышать скорость в 20 км/час.
Рекомендации по обслуживанию DSG
В целом, машине, укомплектованной роботизированной коробкой DSG, не требуется специализированное обслуживание. Основной момент – замена масла каждые 50-60 тысяч километров, фрикционных дисков – по мере износа. Если ДСГ начала функционировать некорректно, с толчками, стуками, то лучше не затягивать и немедленно обратиться в сервисный центр. Устранение неполадки с ДСГ коробкой на ранней стадии выполнимо с минимальными усилиями и вложениями.
Изображения взяты с unsplash