24 декабря 2024
Зима, как известно, всегда приходит неожиданно. В первый снегопад на дорогах крупных городов случается коллапс, вызванный и нерасторопностью коммунальных служб, и безответственностью водителей, до последнего тянувших с переходом на зимние шины. “День жестянщика” – событие, хорошо известное в каждом мегаполисе. Его участниками становятся водители, затянувшие с “переобуванием”.
Летние покрышки с понижением температуры теряют эластичность и сцепление с асфальтом, управление машиной оказывается затрудненным, зачастую – невозможным. Когда лучше покупать резину, чтобы не потратить лишнего и не нарушить сроки установки?
Почему важно вовремя купить резину?
Главная причина – безопасность. Крайний срок перехода на зимнюю резину установлен законодательно, определяется климатическими особенностями региона. Например, водители из морозного Магадана обязаны провести замену, как максимум, 15 октября, Владивостока – 1 ноября, Калининграда – 15 ноября. Пренебрежение этим требованием приводит к наложению штрафа в 500 рублей.
Сумма взыскания выглядит скромной, однако, реальные последствия зачастую оказываются куда серьезнее. Эластичность летней резины при температуре уже около 5 градусов сильно снижается, она становится “дубовой”, теряет сцепление даже с чистым асфальтом, начинает проскальзывать. Тормозной путь в таких условиях сильно увеличивается, точность управления – резко снижается. Высока вероятность попасть в аварию, хорошо, если обойдется без серьезных последствий.
Важен и экономический момент. Многие вспоминают о покупке зимних шин только осенью, именно на это время и приходится пик спроса. Конечно, продавцы увеличивают цену, так что более расторопные водители, озадачившиеся приобретением заранее, могут неплохо сэкономить.
Оптимальные сроки для покупки зимних шин
По мнению экспертов автомобильного рынка и опытных водителей, лучшее время для покупки зимних шин – последние недели августа и первые – сентября. Такой подход обеспечивает следующие преимущества:
- Выгодные цены. До пика спроса еще далеко, так что продавцы искусственно не завышают стоимость товара.
- Отсутствие ажиотажа. Можно спокойно выбрать нужную модель, не опасаясь, что ее не окажется в наличии.
- Возможность немедленной установки. Некоторые магазины предлагают сразу поменять летние покрышки на зимние, но и на станциях шиномонтажа до первых заморозков еще нет очередей. В “День жестянщика” там скапливаются очереди, приходится записываться за несколько суток, что неудобно, порой заставляет временно пересаживаться на общественный транспорт. Все тянут до последнего.
- Быстрая доставка. В пиковый спрос, интернет-магазины перегружены заказами, не могут своевременно обрабатывать и отправлять их, ожидание затягивается. В конце лета и начале осени ситуация спокойная.
Итак, тянуть с покупкой точно не стоит, но и чрезмерная спешка – плохое решение. Да, в начале или середине лета актуальны преимущества, перечисленные выше, но выбор ограничен. Производители начинают поставки новых линеек ближе к осени, зимнему сезону. В июне-июле удастся купить зимние шины только старых коллекций, не самых технологичных.
Когда пора менять зимние шины?
Покупка новой резины необходима в следующих ситуациях:
- Износ протектора. Минимально допустимое значение глубины – 4 миллиметра, в противном случае – эксплуатация недопустима. Замеры можно провести линейкой или монеткой. На некоторых моделях предусмотрены специальные индикаторы, числовые или графические, помогающие контролировать степень износа.
- Вздутия. В просторечии – “грыжи”. Они появляются из-за чрезмерной накачки, ударных воздействий, возникающих при проезде дорожных неровностей, лежачих полицейских, ям, на высокой скорости. “Грыжа” указывает на разрыв кордовых нитей, нарушение целостности силового каркаса резины, необходимость срочной замены. Использование поврежденного колеса недопустимо – в любой момент оно может лопнуть.
- Порезы, проколы и другие нарушения целостности. Дефект боковой плоскости легко обнаруживается визуально, на протекторе – виден не всегда, однако, диагностируется по постепенному “стравливанию” воздуха, приходится постоянно подкачивать колеса. В зависимости от выраженности повреждения, требуется или покупка новой резины, или восстановление старой, установка заплатки.
Внимания заслуживает и выраженная вибрация при движении даже на невысокой скорости, отдающаяся в кузов, руль. Вероятных причин множество: небольшие “грыжи” на колесах, их разбалансировка, износ амортизаторов, элементов подвески. Требуется провести углубленную диагностику, при необходимости – купить новый шинный комплект.
Рекомендации по выбору
В первую очередь следует определиться с типом резины:
- Фрикционная. Классическая “липучка”. Изготовлена из модифицированной смеси, сохраняющей эластичность даже в экстремальные морозы. Рекомендуется, если автомобиль используется в основном в городе, очищенных или обработанных реагентами асфальтированных трассах.
- Шипованная. Шипованной резиной лучше пользоваться в регионах, где регулярны сильные снегопады, гололедные явления, на дорогах часто образуется снежный накат. Также она рекомендована при выездах за город, на грунтовки, где снег не счищается, а только трамбуется.
При подборе нужно руководствоваться и общими параметрами, типоразмером, индексом скорости, производителем, ценой. Допустимый радиус зимних шин обозначен в эксплуатационной инструкции к автомобилю. Нужно учитывать, что дешевыми такие покрышки не могут быть по умолчанию, при производстве используются технологичные резиновые компаунды. Чрезмерная экономия недопустима, лучше выбирать модели, как минимум, среднего ценового сегмента от проверенного бренда.
Изображения взяты с Freepik