6 мая 2025
Покупка автомобиля – ответственное мероприятие. Он подбирается на годы вперед и стоит немалых денег. Одна небольшая ошибка может привести к серьезным неприятностям, чрезмерным эксплуатационным расходам, дискомфорту, постоянному желанию продать технику. Как выбрать автомобиль, чтобы ни минуты не жалеть о его приобретении, получать максимум удовольствия от владения? Какие критерии являются определяющими, наиболее значимыми и важными?
Базовые критерии
Перед тем, как начать активный просмотр объявлений от частных лиц, предложений от автодилеров и автосалонов, следует определиться с некоторыми моментами, являющимися основой для выбора:
- Расходы. Нужно определить максимальные траты на машину. Конечно, нельзя расходовать весь доступный бюджет, личный или семейный, залезать в долги, оформлять кредиты на невыгодных условиях.
- Потребности. Зачем нужно транспортное средство? Добираться каждый день до работы по городским улицам, ездить на дачу или в дальние путешествия по плохим дорогам? Сколько пассажиров и багажа планируется брать с собой? Предполагается ли установка детских кресел?
- Доступность запчастей. Некоторые автопроизводители официально ушли с российского рынка, что привело к трудностям с обслуживанием, покупкой запчастей. Нелишне почитать форумы владельцев, убедиться, что с конкретной маркой и моделью нет таких проблем, иначе каждая поломка будет оборачиваться серьезными неприятностями.
Значимы и другие моменты, среди которых – экономичность, технические параметры, надежность, безопасность. Информации много не бывает, так что лучше потратить несколько часов или дней на чтение форумов, обзоров, просмотр тематических роликов, нежели потом жалеть о неудачной покупке.
Новая или С пробегом?
Цены стабильно растут, так что немногие автомобилисты могут позволить себе покупку новой машины в автосалоне или дилерском центре. Расходы велики, однако, они компенсируются следующими преимуществами:
- Абсолютное ощущение новой вещи. Для кого-то принципиально быть первым хозяином.
- Идеальное техническое состояние, внешний вид без царапин и других признаков износа.
- Отсутствие посторонних запахов в салоне, потертостей на сиденьях.
- Минимальные расходы, связанные с обслуживанием и заменой запчастей. Ресурс основных узлов и агрегатов не истрачен даже на 1%, так что в сервисном центре бывать не придется.
- Соответствие актуальным стандартам. Дизайн новой машины радует глаз, электронное оснащение, системы безопасности, экологический класс – соответствует самым строгим требованиям.
- Возможность оформления сделки через специальные программы автокредитования или Trade-In. Это поможет снизить финансовую нагрузку.
Покупка на вторичном рынке поможет сэкономить, однако, предполагает еще более основательный подход. Нужно проверить не только техническое состояние авто, но и его юридическую чистоту, отсутствие обременений, убедиться, что продавец не имеет проблем с законом. Только при внимательном отношении удастся заключить выгодную сделку!
Двигатель, трансмиссия, тип привода
Двигатель – сердце машины, определяющее мощность, динамику, расход топлива, так что к его выбору нужно отнестись со всей тщательностью. Небольшому авто, основная область эксплуатации которого – город, будет достаточно мощности около 100 лошадиных сил. На трассе, где приходится регулярно совершать обгоны и опережения, не помешает больший запас – около 130-150 лошадей. Крупному внедорожнику потребуется мотор мощностью в 200, а то и больше лошадиных сил. В противном случае возникнут серьезные проблемы с динамикой, а о выездах на грунтовки и, тем более, пересеченную местность, придется забыть.
Значением имеет не только мощность, но и тип двигателя. Варианты следующие:
- Дизель. Экономичен, но конструктивно сложен, что увеличивает расходы на обслуживание, требует тщательного выбора АЗС – некачественная солярка губительна для мотора. Преимущество – повышенная тяга на низких оборотах, из-за чего дизельными ДВС часто комплектуются внедорожники и кроссоверы. На бездорожье важна именно тяга, а не максимальная скорость.
- Бензин. Классика. По тяге уступают дизелю, но превосходят по пиковой мощности. Современные турбированные моторы достаточно надежны, при этом экономичны. Оптимальный вариант для большинства автолюбителей.
- Гибрид. Сочетание бензинового и электрического двигателей. Гибриды дороже дизельных и бензиновых аналогов, однако, максимально экономичны. Некоторым моделям на трассе достаточно всего 3-4 литров для преодоления 100 километров. Комбинированная силовая установка добавляет динамики, уверенности на обгонах. При отсутствии жестких финансовых ограничений это хороший выбор.
- Электрика. Полностью электрические авто в России – пока экзотика. Причина – не столько в высокой цене, сколько в отсутствии должной инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах. Впрочем, ситуация с доступностью зарядных станций в последнее время улучшается, так что можно ожидать изменения ситуации.
Трансмиссия
Самый простой, однако, надежный и проверенный временем вариант – механика. Выбирать его стоит только опытным водителям, знающим все тонкости работы со сцеплением, движения которых отработаны до автоматизма. Умелое переключение передач на авто с МКПП поможет экономить топливо на трассе, уверенно преодолевать сложные участки дороги, выбираться из сугробов, когда колеса буксуют или теряют сцепление с покрытием. Дополнительный плюс – отсутствие ограничений на буксировку.
Автомобили с ручными коробками ощутимо дешевле автоматов, однако, не слишком удобны в городской эксплуатации. Постоянные переключения в пробках сильно утомляют. Более дорогие АКПП представлены следующими классами:
- Гидромеханические. не допускают буксировки на дальние дистанции из-за перегрева, несколько увеличивают расход топлива, однако, максимально комфортны в эксплуатации. Педали сцепления нет, скорости переключаются автоматически, так что водителю не нужно отвлекаться на лишние манипуляции. В плотном трафике это экономит массу сил и нервов.
- Вариаторы. Переключение скоростей как таковое отсутствует, все происходит бесступенчато, за счет клиноременного механизма. Хороший вариант для компактных авто. Для тяжелых внедорожников вариант не слишком подходит – может не выдержать нагрузок и выйти из строя. Ремонт требует серьезных финансовых вложений.
- Роботы. По конструкции, такие трансмиссии очень близки МКПП, однако, за переключения отвечает комплекс из приводов и электронных датчиков, что обеспечивает четкость, точность, максимальную динамику при минимальном топливном расходе. Минусы роботов – высокая цена и слабая приспособленность к поездкам в плотном городском потоке. Они чреваты перегревом и поломкой.
Привод
Самые доступные авто укомплектованы передним приводом. Причина более низкой цены – конструктивная простота схемы. При этом она очень надежна, экономична, способствует эффективному расходованию энергии, генерируемой мотором и, следовательно, экономит топливо. Главный минус – невысокая проходимость, автомобили больше подходят для города и асфальтированных магистралей, нежели для грунтовок.
Задний привод – выбор любителей спортивной езды. Он обеспечивает максимум маневренности, позволяет проходить повороты в управляемом заносе, но требует опыта. Новичкам лучше избегать машин с задней ведущей осью – слишком высок риск заноса. Дополнительный минус – увеличение расхода топлива, пусть и не слишком выраженное.
Если планируется активная эксплуатация автомобиля на бездорожье, не обойтись без полного привода. Он значительно снижает риск застрять в сугробе или луже. На асфальте можно оставить активной только одну ведущую ось.
Кузов и комплектация
Основные типы автомобильных кузовов выглядят следующим образом:
- Седан. Популярнейший вариант. 4 двери, 2 ряда сидений, выраженный моторный и багажный отсеки. В классе представлены как экономичные, так и премиальные машины. Самый универсальный вариант: просторный салон, средние габариты, вместительный багажник.
- Хэтчбек. Выделенное багажное отделение, как у седана, отсутствует, что позволяет уменьшить габариты, сохраняя вместимость. Задний ряд сидений, как правило, складывается, что увеличивает объем багажника. Хорошее решение для эксплуатации в городе и выездов на природу – можно взять немало вещей.
- Универсал. Своего рода “увеличенный хэтчбек”. Такие машины неприхотливы, надежны, имеют увеличенный багажник, поэтому они пользуются популярностью у дачников.
- Микроавтобус. Здесь все понятно – автомобиль для семейных путешествий. Крупный, но очень вместительный, с тремя рядами сидений.
- Внедорожник. Габариты несколько снижают маневренность, но увеличивают безопасность. Изначально машины разработаны для пересеченной местности, но в последнее время – представлены множеством премиальных комплектаций для города. Внедорожник – это статус, солидность. Цена высока.
- Кроссовер. “Паркетный внедорожник”. Достаточно габаритны, однако, компактнее предшественников. Зачастую комплектуются полным приводом. Подойдут и для города, и для грунтовок. Благодаря крупному размеру, безопасны, выбрать их можно как семейное авто. Минусы – немалая цена и расход топлива.
- Купе. Компактные 2-дверные авто. Как правило, это спортивные модели. Легкость и миниатюрность обеспечивают маневренность и отменную динамику.
- Кабриолеты. Авто без крыши. Максимум стиля, ощущения свободы, но комфортные поездки возможны исключительно в теплое время года. В дождь можно поднять складную крышу, но от холода она не защитит.
Если говорить о комплектациях, то исходить следует из финансовых возможностей и особенностей эксплуатации. Если автомобиль – это в первую очередь средство передвижения, можно ограничиться базовыми комплектациями. Премиальные версии с кожаными салонами, многозональными климатическими системами, многочисленными мультимедийными функциями ориентированы на взыскательных покупателей, готовых платить за максимальный комфорт.
На что обратить внимание перед покупкой?
Выбрать автомобили в автосалоне довольно легко – достаточно определиться с моделью. Покупка нового авто у официального дилера не сопряжена с юридическими рисками и другими подводными камнями. Главное – убедиться в хорошей репутации компании и ознакомиться с отзывами предыдущих клиентов.
Другое дело – вторичный рынок. Выбирать авто нужно куда внимательнее, учитывая следующее:
- Техническое состояние. Заверениям продавца в стиле “не бито, не крашено, ездила девушка” доверять не стоит. Требуется внимательный осмотр и тест-драйв. Двигатель должен работать ровно, передачи – переключаться без проблем. Недостатки допустимы только в случае хорошей скидки, чтобы вложить сэкономленное в ремонт.
- Информация о продавце. Оптимальный вариант – покупка подержанного автомобиля в автосалоне, предоставляющем гарантии, строго соблюдающем обязательства. Частное лицо нужно выбрать особенно тщательно, чтобы не столкнуться с мошенником или перекупщиком. Если продавец охотно отвечает на вопросы, не увиливает, дает всю необходимую информацию, готов сопровождать при регистрации – это хороший знак.
- VIN-идентификатор. Он позволяет провести комплексную проверку авто, убедиться в его юридической чистоте, отсутствии обременений, увидеть историю ДТП, ремонтных работ и прочего.
- Пробег. Выбирать автомобили с очень большим пробегом точно не стоит – они скоро начнут “сыпаться” и потребуют значительных вложений, например, на капитальный ремонт двигателя.
- Эксплуатация. Эксперты советуют обходить стороной машины, использовавшиеся в коммерческих целях, например, в таксопарках или курьерских службах. Такие нагрузки не проходят бесследно, техническое состояние далеко от идеала.
Подведение итогов: ошибки и как их избежать
Главная ошибка при покупке автомобиля – чрезмерная экономия. За откровенно низкой ценой всегда скрываются экземпляры, находящиеся в плохом состоянии, требующие огромных вложений. Регулярно ездить на такой машине вряд ли получится, как правило – она просто стоит в гараже или возле дома на парковке. Никто не будет расставаться с хорошим авто за небольшую сумму. Оптимальный ориентир – среднерыночные значения.
Также ни в коем случае нельзя действовать в спешке. Автомобиль – это весомая покупка, уступающая по тратам только недвижимости. Подход к ее совершению должен быть максимально основательным, с учетом всех факторов и после тщательного изучения рынка. Только в этом случае приобретение окажется действительно удачным!
Изображения от Freepik