Как проверить автомобильный аккумулятор?

24 декабря 2024

Аккумуляторная батарея – элемент, без которого невозможен корректный запуск двигателя. Именно она дает электрический импульс, проворачивающий стартер, формирующий искру на свечах зажигания, без которой невозможно нормальное сгорание топливовоздушной смеси.

Водителю следует знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, чтобы исключить сложности с запуском вне зависимости от погоды и температуры, не пропустить момент, когда деталь нуждается в замене. Какие инструменты для этого потребуются? Как использовать их грамотно, чтобы получить точные показания?

Причины износа АКБ

К сожалению, наука пока не изобрела вечные аккумуляторные батареи. Даже самые дорогие модели рано или поздно потребуют замены. Основные причины износа, выработки эксплуатационного ресурса, ухудшения изначальных характеристик, выглядят следующим образом:

  • Естественное старение. Внутри аккумулятора постоянно протекают химические реакции, свойства электролита со временем меняются, теряется емкость, падает вырабатываемое напряжение и сила тока.
  • Внешние воздействия. Сквозные трещины, появление которых спровоцировано ударными нагрузками, могут привести к утечке электролита, деформации – к повреждениям клемм, контактов, изменению характеристик.
  • Ошибки эксплуатации. Вариантов множество: частые короткие поездки, при которых генератор не успевает восстановить заряд АКБ, непрофессиональная установка приборов-потребителей, в первую очередь – сигнализаций, отсутствие данных об устройстве в ЭБУ.
  • Технические проблемы. Например, неисправный генератор, не вырабатывающий достаточно энергии для подзарядки АКБ, окисления, повреждения электрических контактов, провоцирующие не слишком выраженные, однако, постоянные утечки тока.
  • Неправильный подбор оборудования. Аккумулятор быстро разрядится и выйдет из строя, если он изначально не соответствует объему, мощности мотора, приборов-потребителей, которыми укомплектовано транспортное средство. Проблема актуальна и при использовании недостаточно производительного генератора.

Визуальный осмотр

Простейшая проверка аккумулятора автомобиля проводится визуально, позволяет обнаружить повреждения корпуса, трещины и вмятины, определить состояние клемм, присутствие на них ржавчины, загрязнений, ухудшающих электрическую проводимость, снижающих общую эффективность работы.

Для более точного осмотра, рекомендуется снять аккумулятор, протереть его влажной тканью, чтобы корпус не был скрыт плотным слоем пыли, все вероятные дефекты были хорошо заметны. Эксплуатация АКБ с выраженными повреждениями, трещинами, вмятинами, сколами недопустима. Утверждение применимо и к проводке, изоляция должна быть целой, без разрывов, трещин, оплавления.

Проверка мультиметром

Для более точного определения состояния, следует проверить аккумулятор автомобиля при помощи мультиметра. Это простое, однако, многофункциональное, универсальное устройство, являющееся одновременно вольтметром, амперметром, омметром, позволяющим определить целостность проводов и контактов путем прозвонки. Устройство поможет определить следующие показатели:

  • Емкость;
  • Плотность электролита;
  • Сопротивление;
  • Напряжение;
  • Утечки по току.

В зависимости от искомой величины, необходимо придерживаться определенного алгоритма измерений. Основные инструкции нужно рассмотреть более подробно.

проверка акб мультиметром

Проверка емкости

Параметр определяет, как долго АКБ может выдавать определенную силу тока. По мере износа он снижается. Проверка выполняется по следующей схеме:

  • Снятие батареи, зарядка до 100%. Лучше использовать для этого внешние зарядные станции.
  • Подключение к клеммам 12-вольтовой лампы. Ее оптимальные параметры – 60 ватт мощности, 5 ампер тока потребления.
  • Периодические замеры напряжения на клеммах батареи без отключения лампы. Когда оно падает до 10.5 вольт, устройство можно отсоединить.
  • Вычисление емкости. Формула проста: умножение числа проработанных часов на ток потребления. Например, если лампочка на 5 ампер проработала в течение 10 часов, емкость АКБ – 50 ампер-часов.

Полученное значение нужно сравнить с паспортным, характерным для новой батареи. Падение емкости на 20-25 процентов в течение 2-3 лет эксплуатации – явление вполне нормальное, однако, если она снизилась до половины, например, до 25-30 ампер-часов – следует провести замену.

Проверка напряжения

Алгоритм действий таков:

  • Перевод мультиметра в режим измерения DC с 20-вольтовым ограничением.
  • Отключение всех приборов-потребителей электроэнергии, фар, магнитолы, акустического оборудования.
  • Подключение щупов к клеммам аккумулятора, красного – к плюсовой, черного – к минусовой.

При неработающем моторе показания должны составить около 12.5 вольт, допустимы минимальные отклонения в обе стороны, при работающем – от 13.5 до 14.5, однако, допустимы и кратковременные просадки ниже обозначенного диапазона.

Проверка утечки тока

Указанные выше характеристики являются для аккумулятора основными, однако, автовладельцу нужно своевременно фиксировать утечки тока, способные за несколько часов полностью разрядить элемент питания. Допустимое значение – не больше 80 миллиампер. Чтобы проверить фактический показатель, нужно придерживаться следующей инструкции:

  • Отключение всех электроприборов машины, вплоть до маломощных, например, зарядных устройств для смартфонов, подключенных к прикуривателю.
  • Отключение зажигания, закрытие дверей. Главное – оставить открытым одно из окон, чтобы попасть в салон при вероятной блокировке замков.
  • Активация охранной сигнализации.
  • Включение на мультиметре режима замера DC, выставление максимального значения, доступного на конкретной модели.
  • Сброс минусовой, черной, клеммы с аккумулятора.
  • Подсоединение к сброшенной клемме соответствующего щупа мультиметра.
  • Подсоединение красного, плюсового, щупа к минусовому контакту на АКБ.
  • Фиксация показаний.
  • Ожидание около четверти часа, повторная фиксация показаний.

В том случае, если значение утечки превышает 70-80 мА, впору провести глубокую диагностику бортовой сети машины, ее проводки, электроприборов, генератора.

Проверка нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка позволяет выполнить проверку аккумулятора с высокой точностью, определить оставшийся заряд, общую исправность и работоспособность. Необходимо заглушить мотор, подключить красный зажим вилки к плюсу АКБ, черный – к минусу. Оптимальные значения без нагрузки – от 12.6 до 12.9 вольт, под нагрузкой – допустимы просадки до 10.9 и меньше, однако, ее отключение должно сопровождаться быстрым возвратом к исходным показателям, что свидетельствует о хорошем состоянии аккумулятора, его способности выдерживать нагрузку. При невыполнении этого условия требуется замена.

При использовании нагрузочной вилки, следует помнить о двух правилах:

  • АКБ должна быть максимально заряжена, даже небольшие отклонения сильно искажают результаты.
  • Вилка подбирается под характеристики конкретного аккумулятора, в противном случае – показания искажаются, возникает риск поломки.

Проверка уровня электролита

Проверить обслуживаемый аккумулятор можно, замерив текущий уровень электролита. Метод прост, не требует применения измерительного оборудования, при этом очень точен. Схема следующая:

  • Снятие и очистка аккумулятора. Нужно очистить не только корпус, но и клеммы, чтобы на них не осталось окислов, ржавчины. Проще всего воспользоваться обычным средством для мойки окон на основе аммиачного спирта.
  • Открытие пробок заливных отверстий. Они могут прикипеть, в таком случае – для упрощения откручивания, следует немного подцепить их отверткой.
  • Визуальный контроль уровня жидкости. Он должен быть одинаковым во всех отверстиях, примерно на сантиметр выше свинцовых пластин. Если уровень недостаточен, поднять его можно при помощи дистиллированной воды.

При наличии ареометра, можно измерить и плотность электролита. Оптимальное значение – 1.27-1.28 грамма на кубический сантиметр, если оно ниже – следует добавить электролит, выше – дистиллированную воду. Все измерения выполняются только после того, как аккумулятор заряжен на максимум.

Альтернативные способы проверки

Если измерительных приборов в наличии нет, проверить АКБ можно и другими методами. Проще всего это сделать на современных моделях, укомплектованных светодиодными индикаторами. Зеленый цвет, как правило, указывает на 100% заряда, серый – на 50%, красный – на минимум.

При отсутствии индикации, актуален другой алгоритм:

  • Отключение и охлаждение мотора. Лучше всего – дать машине постоять пару часов.
  • Включение двигателя и ближнего света.
  • 5-минутное ожидание. Если за это время яркость не снизилась – аккумулятор в порядке.

Подведение итогов

От состояния АКБ зависит не только комфорт, но и сама возможность использования машины. Если заряд аккумулятора недостаточен, емкость – сильно снижена, в ответственный момент силы тока просто не хватит для запуска ДВС. С падением температуры воздуха риск возрастает, на холоде характеристики батареи ухудшаются. Неудивительно, что именно в морозы водителям чаще всего приходится прикуривать автомобили, пользоваться пусковыми устройствами или отказываться от поездки.

Чтобы не оказаться в подобной ситуации, нужно выполнять проверку, как минимум, дважды в год, весной и осенью, при наличии серьезных признаков износа – не экономить, а в срочном порядке обзаводиться новой батареей.

Записаться на сервис


Изображения взяты с Freepik