24 декабря 2024
Аккумуляторы имеют свойство неожиданно разряжаться, доставляя массу неудобств. Применимо это утверждение не только к портативным гаджетам, смартфонам и ноутбукам, но и к автомобилям. Если на поворот ключа в замке зажигания техника отзывается не запуском мотора, а только миганием индикаторов на приборной панели и вялым вращением стартера – придется прикуривать автомобиль от другого автомобиля проводами. Что для этого потребуется? Какие правила обязательны к соблюдению для обеспечения безопасности и эффективности процесса?
Когда нужно прикуривать автомобиль?
Главная причина – критический разряд аккумуляторной батареи, напряжения не хватает для корректной работы электрического стартера. Наиболее распространенные причины разряда выглядят следующим образом:
- Естественное старение. Даже самые современные АКБ не вечны, внутренние химические реакции провоцируют износ, снижение изначальной емкости. В среднем за 5 лет теряется около 35%. В теплую погоду для запуска хватит и оставшегося запаса, в мороз, когда отдача тока снижается почти наполовину – возникают проблемы.
- Продолжительная работа приборов-потребителей. Перед парковкой транспортного средства нужно выключить всё электрооборудование, от зарядного устройства, подключенного к прикуривателю, до габаритных огней. Несмотря на малую мощность, за несколько часов они способны полностью разрядить батарею.
- Некорректное подключение мощных бортовых систем. В первую очередь это касается сигнализации. Непрофессиональный монтаж приведет к тому, что даже в выключенном состоянии, она потребляет электроэнергию.
- Поломка генератора. Генератор должен обеспечивать электроэнергией приборы-потребители во время движения транспортного средства, восстанавливать заряд АКБ. Неисправность резко снижает его эффективность, ток недостаточен, так что даже продолжительной поездки не хватит, чтобы зарядить аккумулятор.
Когда прикуривание недопустимо?
Отказаться от прикуривания нужно в следующих ситуациях:
- Видимые повреждения аккумуляторной батареи. Деформации, трещины, вздутия корпуса, подтеки электролита – все это указывает на недопустимость прикуривания, АКБ может воспламениться или взорваться.
- Разница в напряжениях аккумуляторных батарей. Стандарт для легковых авто – 12 вольт, однако, на некоторых моделях он увеличен до 24. Если у аккумулятора другого автомобиля напряжение выше или ниже, от процесса нужно отказаться, в противном случае – высок риск повреждения бортовых электрических, электронных систем.
- Разница в пусковых токах. Лучше, если они будут идентичны. Разница приводит к чрезмерным нагрузкам, дополнительным рискам.
- Присутствие неприятного горелого запаха, дыма, топливных подтеков. Это указывает на повреждения топливной системы, короткие замыкания. От эксплуатации транспортного средства лучше отказаться до проведения комплексной диагностики, установления характера поломки.
- Явный сбой бортовой электросети. Скачки напряжения, мигающие фары, некорректная работа сигнализации – все это требует тщательной диагностики, эксплуатация ТС небезопасна.
- Запреты в инструкции. Если производитель прямо запрещает прикурить автомобиль, то игнорировать правило нельзя. Нарушение может обернуться как аннулированием официальной гарантии, так и более серьезными неприятностями, короткими замыканиями, электронными сбоями.
Что нужно для прикуривания?
В первую очередь потребуется автомобиль, выполняющий функции донора, с исправной, заряженной АКБ, характеристики которой идентичны “реципиенту”. Альтернатива – отдельная батарея с нужными параметрами, либо специальное пусковое устройство, генерирующее мощный электрический импульс.
Для соединения элементов питания используются проводные зажимы-крокодилы. При их выборе нужно руководствоваться следующими моментами:
- Материал проводников. Медь. Она дороже алюминия, однако, ценовая разница на 100% оправдана эффективностью и надежностью. Медь не боится коррозии, за счет минимального сопротивления передает всю генерируемую мощность, выдерживает огромную нагрузку без повреждений.
- Диаметр сечения проводов. Для большинства легковых автомобилей подойдет диаметр от 12 до 14 миллиметров. При высокой мощности двигателя, однако, требуются более толстые провода.
- Материал изоляции. Модифицированный ПВХ. Он сохраняет пластичность в мороз, не боится воздействия открытого огня, имеет продолжительный срок службы, не трескается, не деформируется. Экономия на изоляции не допустима – высок риск повреждения, пробоя, оплавления или воспламенения.
- Длина проводов. 2.5-3 метра. Этого вполне достаточно для удобства подключения.
- Конструкция зажимов. “Крокодилы” должны быть достаточно массивными, укомплектованными мощными пружинами. Такая конструкция гарантирует плотность контакта, эффективную передачу электрического разряда.
Пошаговое руководство по прикуриванию автомобиля
Чтобы завестись от другого автомобиля без лишних рисков и временных трат, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Поиск клемм АКБ на обоих автомобилях. Нужно учитывать, что не всегда аккумуляторы спрятаны под капотом, в некоторых случаях – расположены под сиденьем или багажном отделении. Точные данные всегда указаны в эксплуатационной инструкции. На контактах не должно быть следов коррозии, загрязнений, окалины. Перед установкой зажимов лучше провести легкую чистку щеткой или мелкозернистой наждачной бумагой.
- Проверка проводов. Недопустимы нарушения целостности изоляции, “расхлябанность” зажимов.
- Парковка автомобилей. Они должны стоять на расстоянии примерно метра друг от друга. Недопустим контакт металлических кузовных элементов и чрезмерное натяжение проводов, из-за которого зажим может соскочить с клеммы.
- Установка рычага МКПП на нейтраль, активация ручного тормоза, отключение зажигания.
- Открытие дверей, извлечение ключей из замка зажигания. При прикуривании аккумулятора другого автомобиля может сработать сигнализация, блокирующая двери. Если не оставить одну из них открытой – в салон попасть не удастся.
- Закрепление зажимов на плюсовых клеммах донора и реципиента. Плюсовой кабель можно опознать по красному цвету изоляции.
- Закрепление зажимов на минусовом контакте донора и массе, функцию которой может выполнить одна из металлических деталей ДВС, например, ГБЦ. Кабели не должны контактировать с другими металлическими элементами, касаться различных агрегатов и механизмов, будь то генератор или турбина.
- Ожидание около 15 минут. Этого времени достаточно, чтобы батарея автомобиля, являющегося донором, подзарядилась.
- Без отсоединения зажимов нужно попробовать завести разряженный автомобиль. Когда мотор “схватился”, стоит дать ему поработать на холостых примерно 10 минут.
Глушить двигатели после успешного запуска не требуется, главное – правильно снять провода. Сначала отключается масса, потом – минус донора, плюс реципиента, плюс донора.
В том случае, если после девятого шага машина не завелась, допустимо использование другой методики, более агрессивной. На реципиенте нужно включить зажигание, завести двигатель донора и дать ему поработать 10-15 минут. Для повышения эффективности можно понажимать на педаль газа, держать обороты на уровне примерно 1.5-2 тысяч.
После этого ДВС донора глушится, зажигание – отключается, выполняется попытка запуска мотора реципиента. Если результата нет после 3-4 пусков, продолжать бессмысленно. В этом случае, лучше поставить новый АКБ.
Крайне важный момент – недопустимость запуска ДВС реципиента при работающем двигателе донора. Пренебрежение этим правилом чревато серьезными негативными последствиями, поломками электрооборудования, короткими замыканиями, оплавлением проводки.
Техника безопасности
Главное требование – исключение замыкания контактов аккумуляторов. Также нужно соблюдать следующие правила:
- Двигатели донора и реципиента должны быть отключены в момент соединения. В противном случае скачки напряжения могут вывести из строя бортовые системы. Хорошо, если дело обойдется только сгоревшим предохранителем.
- Выключение всей электрики донора и реципиента. Это поможет использовать всю доступную электроэнергию для запуска ДВС, повысит шансы на успех.
- После успешного запуска не нужно глушить мотор, следует дать ему поработать на холостых хотя бы 10 минут. По возможности лучше сразу начать движение, чем выше обороты, тем эффективнее работа генератора, тем быстрее заряжается аккумулятор.
Если прикурить с нескольких попыток не получилось, рациональнее вызвать эвакуатор. Скорее всего, речь идет о серьезных поломках, устранение которых возможно только в сервисном центре. Конечно, процесс нужно немедленно прекратить при появлении характерного запаха плавящейся проводки и, тем более, дыма.
Актуальны и общие правила, использование надежных проводов, обязательная проверка целостности изоляции, зажимов. Если производитель запрещает прикурить ТС, в инструкции имеются соответствующие предупреждения, лучше не рисковать и вызвать эвакуатор.
Пусковые устройства
Пусковые устройства укомплектованы литиевыми аккумуляторами, компактными, однако, способными подавать мощный разряд, достаточный для запуска ДВС. Использовать их нужно по следующей инструкции:
- Подключение силовых проводов к контактам АКБ. Красный – к плюсу, черный – к минусу.
- Активация устройства. Готовность к работе, как правило, обозначается зеленым светодиодом.
- Попытка запуска мотора. Для увеличения шансов на успех следует отключить все бортовые приборы, потребляющие электроэнергию, фары, магнитолы, салонное освещение.
- Снятие зажимов при успешном запуске, либо повторная попытка, при отсутствии результата.
Пусковое устройство рекомендуется держать в тепле, при снижении температуры характеристики литиевой батареи ухудшаются, она выдает меньшее напряжение и силу тока, которой не хватит для запуска.
При подборе аксессуара следует руководствоваться, в первую очередь, электрическими характеристиками. Оптимальная емкость – 15 тысяч мАч и выше, долговременный ток – не менее 400 ампер, пиковый – 600. Чем больше – тем лучше. Нелишне обратить внимание на дополнительные функции, чтобы устройство можно было использовать в качестве фонарика, зарядки для смартфона или ноутбука.
Как прикуривать автомобиль зимой?
На холоде эффективность процесса снижается. Чтобы компенсировать потери энергии, нужно отключить все электроприборы, по возможности – согреть аккумулятор. На механической коробке передач в момент вращения стартером нужно нажать на педаль сцепления.
Подведение итогов
Запуск автомобиля от автомобиля – на 100% безопасная операция, если она не запрещена эксплуатационной инструкцией, проводится с использованием качественного пускового устройства, зажимов, проводов, с полным соблюдением инструкций и техники безопасности.
При отсутствии запретов она не сказывается на ресурсе аккумуляторной батареи, не может нарушить работу электрических и электронных бортовых систем, подходит для любых автомобилей, вне зависимости от типа коробки передач, объема мотора и других характеристик.
Изображения взяты с Freepik