24 декабря 2024
Перед наступлением зимнего сезона важно правильно и своевременно подготовить автомобиль. Это позволит избежать нежелательных проблем и обеспечить безопасную эксплуатацию транспортного средства зимой. Снижение температуры, снег и гололедица негативно сказываются на работоспособности авто. Своевременное обслуживание машины перед первыми заморозками обеспечит уверенность водителя в любой ситуации. Благодаря чек-листу с полезными советами любые испытания холодом автомобиль пройдет максимально беспроблемно. Он позволит каждому автовладельцу комплексно подготовить машину к зиме.
Проверка аккумулятора
Без стабильного питания двигатель не заведется зимой. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо заблаговременно проверить аккумулятор.
Осмотр внешнего состояния
В первую очередь, следует проверить контакты и корпус источника питания. Нужно устранить трещины, грязь, пыль, потеки технических жидкостей и окисления на выводах, так как они негативно сказываются на работоспособности АКБ.
Измерение напряжения
Процедура осуществляется мультиметром на выводах аккумулятора без нагрузки после долгой стоянки транспортного средства. Когда источник питания полностью заряжен, показатель на приборе будет 12,6-12,9 вольт.
Проверка АКБ с помощью нагрузочной вилки
Принцип ее действия такой же, как и мультиметра. Она подсоединяется к клеммам и подает ток КЗ. Без нагрузки оптимальным показателем считается 13 вольт. Нагрузочная вилка имитирует стартер, поэтому напряжение «проседает». Снижение не должно опускаться ниже 9 вольт.
Проверка электролита
Данное действие распространяется только на обслуживаемые источники питания. Необходимо открыть 2 пробки заливных отверстий. Это позволит получить доступ к 6 заливным отверстиям. Оценить количество электролита можно на глаз. Если уровень жидкости везде одинаковый, предпринимать ничего не нужно (нормальный показатель). Когда электролит не покрывает пластину, следует добавить дистиллированной воды. Чтобы предотвратить выход из строя АКБ, процедура проводится систематически. Срок эксплуатации необслуживаемого аккумулятора в среднем составляет 4-5 лет. По истечении этого периода его нужно заменить на новый.
Проверка тормозной системы
Исправные тормоза являются залогом безопасной эксплуатации автомобиля на мокрой и скользкой дороге. Изношенные тормозные колодки или диски нужно сразу заменить, так как неэффективное торможение может стать причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Тормозная жидкость используется для передачи усилия с педали на элементы тормозной системы. Если жидкость поменяла первоначальный цвет, появился осадок или истек срок эксплуатации, заявленный производителем, тогда необходимо ее заменить. С помощью тестера с индикацией осуществляется проверка тормозной жидкости. Периодичность замены жидкости можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Замена масла в двигателе
С наступлением холодов двигатель начинает работать при повышенных нагрузках. Из-за этого быстрее изнашиваются детали. Чтобы замедлить этот процесс, необходимо своевременно менять моторное масло. Согласно требованиям автопроизводителей, замена масла олжна выполняться каждые 10-15 тысяч км пробега или один раз в году. Если смазочный материал подобран правильно и своевременно заменен, иловой агрегат будет защищен от преждевременного износа при холодном старте.
Проверка внешнего вида масляного фильтра является обязательной процедурой, связанной с подготовкой авто к зиме. Чистый фильтрующий элемент эффективно очищает масло, что положительно отражается на работоспособности двигателя. Интервалы его замены указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Как понять, что нужно заменить масляный фильтр:
- Температура охлаждающей жидкости превышает 100°С.
- Повышение расхода топлива.
- Нестабильно работает двигатель на низких и высоких оборотах.
- Падение мощности (ухудшается динамика).
- Загорается лампочка на панели приборов.
Замки и уплотнительные элементы
При минусовой температуре резиновые уплотнители дверей и багажника теряют эластичность и могут примерзать к металлу. Из-за этого возникают трудности с попаданием в салон и открытием багажного отделения. Уплотнительные элементы из резины нужно обработать силиконом, жидкостью WD-40 или похожими по составу средствами. Замки забрызгиваются водоотталкивающими аэрозолями. Они обеспечивают защиту замочных скважин от замерзания.
Система отопления
Когда на улице мороз отопительное оборудование поддерживает в салоне комфортную температуру. Чтобы система обогрева работала максимально эффективно и бесперебойно, на радиаторе не должно быть повреждений. При наличии деформаций может происходить утечка охлаждающей жидкости. Убедитесь, что шланги и патрубки надежно зафиксированы и не имеют проколов. Вентилятор должен работать без посторонних звуков на всех режимах. Нехарактерный шум напрямую указывает на имеющуюся неисправность. При замерзании стекол и зеркал ухудшается видимость дорожной обстановки, что приводит к возникновению ДТП. Чтобы этого не допустить, обогрев должен функционировать равномерно. Это позволит быстро устранить запотевание и наледь.
Защита кузова
Коммунальные службы для устранения с проезжей части гололеда используют соль. Она вместе с влагой и грязью попадает в мелкие поврежденные участки лакокрасочного покрытия, что провоцирует образование коррозии. При подготовке автомобиля к зиме внимательно проверьте кузов на присутствие царапин/сколов. Нужно учитывать, что даже незначительные дефекты могут повлечь за собой возникновение ржавчины.
Выявленные повреждения рекомендуется сразу устранить. Для смывания грязи и соли необходимо регулярно посещать мойку (2-3 раза в месяц). Дополнительную защиту лакокрасочному покрытию обеспечивает воск и специальные химические средства.
Замена резины
Менять резину необходимо при снижении среднесуточной температуры до 5-7°С. С наступлением холодов летние покрышки становятся твердыми, они не обеспечивают должного сцепления с дорожным покрытием, наблюдается увеличение тормозного пути и ухудшается управление.
Всесезонные шины отличаются усредненными характеристиками и станут оптимальным выбором только для южных регионов России. В большинстве случаев при понижении температуры лучше отдать предпочтение зимним покрышкам. Нешипованная резина отлично себя показывает на очищенном асфальте, который обработан реагентами. Шипованные колеса демонстрируют превосходные результаты на дороге с утрамбованным снегом и льдом.
Проверка работы осветительных приборов
От исправности осветительных устройств зависит безопасность передвижения в вечернее и ночное время. Нужно проверить исправность ближнего/дальнего света, поворотников и габаритов. При необходимости следует заменить неработающие приборы. Помутнения и потертости на рассеивателях фар устраняются с помощью полировки. Антизапотевателем нужно обработать стекла внутри салона. Система обдува переднего стекла и электрический подогрев должны работать максимально эффективно. Трещины и сколы на лобовом стекле являются поводом для его замены. Также рекомендуется купить и установить новые щетки на стеклоочистители. Это расходный материал, который нужно периодически менять. Изношенные щетки не будут эффективно выполнять свою функцию и издают неприятный звук. Зимой для очистки лобового стекла следует использовать незамерзающую жидкость.
Ревизия приводных ремней
На ремни ГРМ и агрегатов оказывается высокая нагрузка. Зимой она становится еще выше, что приводит к быстрому износу и обрыву. Появление свиста, который доносится из области капота, указывает на потребность выполнить регулировку натяжения ремня генератора. Если он сильно износился (на поверхности имеются трещины, расслоения и надрывы), тогда потребуется произвести его замену вместе с роликами. Ни в коем случае нельзя допускать обрыв ремня, так как это приведет к выходу из строя клапанов. В результате потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
Ходовая часть
Проведение комплексной диагностики - это неотъемлемая части подготовки автомобиля к зиме. Акцент следует сделать на подвеске, тормозах и рулевом управлении. В случае первых признаков повреждения/износа необходимо произвести замену тормозных шлангов, рулевых наконечников, амортизаторов, пружин, шаровых опор и других конструктивных элементов. В обязательном порядке нужно выполнить регулировку углов развала и схождения. Это сделает транспортное средство более маневренным и предсказуемым на дороге.
Дополнительное снаряжение
Оказавшись на заснеженной дороге, нужно быть готовым к различным ситуациям. Чтобы избежать проблем и безопасно добраться в нужное место в багажнике автомобиля рекомендуется возить:
- Внешние пусковые провода. С их помощью можно завести автомобиль при разрядке аккумулятора.
- Трос. Позволяет вытащить авто из сугроба.
- Домкрат. Используется для экстренной замены колеса.
- Щетка и скребок. Предназначены для устранения снега и льда со стекол и кузова авто.
- Складная лопата. Поможет откопать колеса, которые находятся в снегу.
- «Антилед». Средство для очистки замерзших стекол. После нанесения вещества поверхность протирается салфетками или тканью.
- Присадка антигель. Добавляется в топливный бак автомобилей с дизельным мотором. Данное вещество предотвращает изменение консистенции горючей смеси.
- Коврики увеличенной толщины. Они хорошо впитывают влагу от растаявшего снега, который попадает в салон с обуви.
- Перчатки, топор, молоток, фонарь. Это универсальные инструменты и аксессуары, которые могут пригодиться в любой ситуации.
Дополнительная теплоизоляция
Рекомендуется использовать вспомогательный теплоизоляционный материал, если автомобиль эксплуатируется в северной части России. Дополнительная теплоизоляция моторного отсека и радиатора потребуется при температуре -35°С.
Рекомендации для водителя
Для безопасной поездки в зимний период недостаточно только подготовить автомобиль. Чтобы избежать аварии, водитель должен знать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Находясь за рулем машины, необходимо соблюдать правила вождения на заснеженной дороге и в гололедицу. Для исключения неприятных ситуаций потребуется внести определенные корректировки в стиль вождения:
Снизить скорость
Снег ухудшает контакт покрышек с дорожным покрытием. Это приводит к ухудшению управляемости. Чтобы максимально контролировать транспортное средство, нужно снизить скорость на участках дороги, где наблюдается снег и гололед.
Не пользоваться круиз-контролем
В непогоду лучше отказаться от круиз-контроля. За счет этого водитель сможет быстрее среагировать на реальную опасность.
Увеличение дистанции
Нужно увеличить дистанцию к впереди идущему автомобилю. Это даст больше времени в случае риска возникновения аварийной ситуации.
Если подготовить автомобиль к зиме с учетом вышеуказанных рекомендаций, автовладелец не столкнется с большинством проблем, которые могут произойти при игнорировании советов в чек-листе. Правильно и тщательно подготовленное авто не подведет в ответственный момент, а также обеспечит комфортное и безопасное передвижение в зимний период.
Изображения взяты с Freepik