Как часто менять топливный фильтр и почему это важно

9 апреля 2025

Топливная система автомобиля, бензинового или дизельного, состоит из множества компонентов, обеспечивающих стабильное поступление горючего в цилиндры. Для корректной работы мотора важно, чтобы оно поступало в строго определенных объемах и было чистым, не содержащим механических частиц. Топливный фильтр – деталь, обеспечивающая такую чистоту.

Он относится к категории расходников, так что автомобилистам обязательно нужно знать, как часто менять топливный фильтр, какие признаки указывают на такую необходимость, как выбрать запчасти, соответствующие типу ДВС и модели транспортного средства.

Функции топливного фильтра

Основная функция топливного фильтра – очистка солярки или бензина от механических частиц, парафиновых сгустков и других загрязнений, способных забить шланги, патрубки, форсунки, попасть в цилиндр, спровоцировать тяжелые повреждения мотора, устранить которые удастся исключительно капитальным ремонтом.

В зависимости от типа, устройство состоит из пластикового, металлического корпуса, штуцера для подключения к топливопроводу, фильтрующих вставок на основе специальной бумаги, полимерной сетки. Проницаемость фильтрующего материала достаточна для свободного прохождения топлива, при этом размеры пор и ячеек очень малы, за счет чего задерживаются даже частички, размеры которых измеряются микрометрами.

Необходимость использования

Перед отгрузкой нефтезаводы проводят тщательный лабораторный анализ продукции, фильтруют ее, однако, даже это не гарантирует идеальной чистоты. Загрязнение объясняется следующим:

  • Длительная транспортировка, в процессе которой горючее контактирует с внутренними стенками железнодорожных цистерн и других емкостей. Нет гарантии, что они находятся в идеальном состоянии.
  • Многократная перекачка во время перевозки, для которой зачастую используются загрязненные шланги.
  • Загрязнения на заправочных пистолетах, вызванные их постоянным взаимодействием с внешней средой, из-за чего на соплах накапливается пыль.
  • Внутренняя коррозия топливного бака, из-за чего на дне скапливаются мелкие частички ржавчины.
  • Недобросовестность продавцов, разбавляющих топливо, использующих присадки, провоцирующие образование сгустков, парафина.

Опасность представляет и вода, которая может образоваться из-за естественной конденсации влаги при длительном хранении топлива. Исключить ее попадание в двигатель помогут специальные фильтры с сепараторами, пропускающие жидкость строго определенной плотности.

замена топливного фильтра

Классификация

Топливные фильтры представлены множеством типов, при этом принимаются во внимание различные классификационные признаки. Один из важнейших – степень очистки. Для задержки крупных механических частиц применяются фильтры грубой очистки, мелких – тонкой. Они должны использоваться не поодиночке, а в комбинации друг с другом, что увеличивает интервалы замены фильтра, обеспечивает максимальную защиту всем механизмам системы, насосу, форсункам.

Корпусные фильтры

Наличие корпуса также является классификационным показателем. Корпусные фильтры, как правило, устанавливаются на днище, контактируют с внешней средой, а потому изготавливаются из прочных материалов, устойчивых к коррозии, например, алюминия или модифицированного полимера. Устройства представлены несколькими типами:

  • Карбюраторные. Давление карбюраторных ДВС небольшое, так что фильтры укомплектованы тонким корпусом из прозрачного полимера. Это снижает цену, позволяет визуально отслеживать степень загрязнения для своевременной установки новой детали.
  • Инжекторные. Повышенное давление предъявляет строгие требования к прочности корпуса, так что в качестве материала используется алюминий. Опознать инжекторные устройства зачастую можно по трем штуцерам, два – это вход и выход, третий – обратный, для отвода избытков топлива в бак.
  • Дизельные. Как правило, монтируются не горизонтально, а вертикально, комплектуются дополнительной трубкой для отвода конденсирующейся влаги.

Бескорпусные фильтры

Они устанавливаются в специальные полости, наличие которых предусмотрено непосредственно топливной системой транспортного средства. Отсутствие корпуса снижает стоимость детали, при этом не сказывается на эффективности очистки, устойчивости к механическим воздействиям и другим нагрузкам.

Когда менять топливный фильтр?

Периодичность замены определяется требованиями конкретного производителя, моделью транспортного средства, в обязательном порядке указывается в эксплуатационной инструкции. Нарушать срок нельзя. Экономия может обернуться серьезными проблемами, причем не только техническими, но и юридическими, связанными с аннулированием гарантии.

В среднем менять деталь нужно каждые 25-30 тысяч километров, однако, срок может значительно уменьшиться при использовании топлива низкого качества, насыщенного посторонними фракциями, эксплуатации автомобиля в агрессивных условиях, например, при частых поездках по пыльным грунтовым дорогам, либо коммерческом использовании, что актуально для такси, курьерских служб.

Внеплановая замена требуется при возникновении следующих “симптомов”:

  • Снижение мощности мотора, особенно ощутимое при движении в горку или резком нажатии на педаль газа для опережения, обгона или другого маневра, требующего ускорения;
  • Значительный рост топливного расхода;
  • Нестабильность оборотов, они “плавают” во всем диапазоне, в том числе на холостом ходу;
  • Трудности при запуске ДВС.

Перед заменой, однако, рекомендуется провести более тщательную диагностику. Проблема не обязательно заключается в фильтре, есть вероятность, что она связана с засорением форсунок, заправкой топливом низкого качества.

Как выбрать топливный фильтр?

Деталь на 100% справится со своими задачами только в том случае, если она соответствует конкретному автомобилю и двигателю. Ошибка приведет к серьезным проблемам, вплоть до поломки ДВС. При подборе необходимо руководствоваться требованиями, указанными в эксплуатационной инструкции, каталогами, позволяющими найти нужные запчасти по VIN.

Важный момент – соответствие рабочего давления. Топливные фильтры, ориентированные на атмосферные моторы, работают при давлении около 4 атмосфер, турбированные – 6.5, а потому не являются взаимозаменяемыми. Несоответствие детали приведет к пропускам зажигания, некорректному составу топливовоздушной смеси, детонации. Хорошо, если электроника своевременно распознает ошибку, подаст уведомление, заблокирует запуск двигателя. Продолжительная работа под такой нагрузкой способна привести к крайне серьезным поломкам, устранение которых окажется возможным только дорогостоящим капитальным ремонтом, а то и к замене.

Недопустимо устанавливать фильтры низкого качества от безымянных китайских брендов. Они привлекают водителей низкой ценой, однако, не соответствуют заявленным характеристикам, не обеспечивают эффективной очистки топлива, из-за чего увеличивают риск засорения форсунок, поломки мотора. Рациональнее переплатить за товары проверенных марок.

Как правильно заменить топливный фильтр?

При замене топливного фильтра нужно придерживаться следующего алгоритма:

  • Очистка основных магистралей и соединений, что сводит к минимуму вероятность попадания грязи в топливную систему.
  • Сброс давления в системе. Достаточно извлечь предохранитель топливного насоса.
  • Запуск двигателя. Он должен через некоторое время заглохнуть, из-за недостатка давления. Повторный запуск не требуется.
  • Постановка транспортного средства на домкрат со стороны, где находится заменяемая деталь. Альтернатива – эстакада или смотровая яма. В некоторых случаях топливный фильтр находится под капотом, что упрощает работу.
  • Размещение под фильтром ведра или другой емкости, чтобы не допустить разлива топлива.
  • Демонтаж детали.
  • Установка нового элемента и сборка в обратной последовательности.

В процессе замены топливного фильтра на дизельном ДВС рекомендуется перед установкой наполнить его соляркой, чтобы исключить образование воздушной пробки. Финальная операция – возврат на место предохранителя насоса, запуск двигателя и ожидание в течение нескольких секунд, необходимое для восстановления нормальных показателей давления.

На некоторых современных автомобилях устанавливаются несъемные фильтры. Их ресурс гораздо выше, чем у стандартных, зачастую составляет около 100 тысяч километров, что является весомым преимуществом. Главный минус – невозможность самостоятельной замены. Эта операция очень сложна, зачастую неосуществима без снятия бака, так что провести ее придется в сервисном центре.

Подведение итогов

Топливный фильтр – конструктивно простая, недорогая деталь, однако, она играет важную роль в обеспечении общей работоспособности и надежности транспортного средства. Эффективная очистка горючего исключает засорение шлангов, патрубков, форсунок, появление царапин на внутренних поверхностях цилиндров и другие повреждения, требующие сложного ремонта.

Владельцу нужно строго соблюдать регламенты обслуживания автомобиля, при появлении проблем – менять деталь. Чтобы исключить необходимость покупки собственного инструмента, ошибки при установке, выборе нового элемента, лучше доверить эту задачу специалистам проверенного сервисного центра.

Записаться на сервис


Изображения взяты с Freepik