15 октября 2024
Своевременная замена моторных масел – залог длительной эксплуатации бензиновых, дизельных двигателей без серьезных поломок.
Какие функции выполняет масло?
Смазка выполняет ряд важных функций. Оно уменьшает трение между движущимися частями, снижает интенсивность их износа. Моторное масло отводит тепло, предупреждая перегрев. Еще одна его важная функция – очистка от загрязнений, предупреждение их накопления.
Моторное масло создает на металлических поверхностях защитную пленку. Она надежно защищает от коррозии. Кроме того, смазка в двигателе герметизирует зазоры между поршнями и цилиндрами. Она смягчает удары и вибрации, противодействует образованию кислот при сгорании топлива.
Еще одна функция моторных масел – предупреждение слипания, сваривания соприкасающихся поверхностей. Для этого создается сульфидная, фосфидная, хлоридная и хемосорбционная пленка.
Выполнять перечисленные функции моторным маслам помогают присадки. Их содержание достигает 25%. Они не только улучшают свойства, но и увеличивают интервалы замены масла.
Зачем нужно масло в автомобиле?
Масло в двигатель заливается для повышения эффективности его работы. Это достигается за счет снижения силы трения. Смазка продлевает срок эксплуатации силового агрегата, так как защищает его поверхности, подвижные соединения от коррозии. С его помощью оптимизируется расход топлива.
Масло в двигателе уплотняет зазоры между поршнями и цилиндрами. Это улучшает сжатие топливно-воздушной смеси, увеличивает мощность силового агрегата. Кроме того, газы из камеры сгорания не проникают в картер двигателя. Уплотнение зазоров предупреждает попадание масла в камеру сгорания, что снижает количество вредных выбросов в атмосферу. Также снижается износ поршней и цилиндров.
Масло в двигатель заливается для обеспечения его стабильной работы. С его помощью поддерживается оптимальная температура в камере сгорания.
Зачем менять моторное масло?
Замена моторного масла в двигателях необходима по нескольким причинам:
- Со временем в масле накапливаются продукты износа, грязь, другие примеси, снижающие его эффективность.
- В процессе эксплуатации двигателя смазка теряет свои свойства, становится жидкой, хуже защищает компоненты силового агрегата. Поэтому мотор нуждается в своевременной замене старого масла.
- Под воздействием высоких температур происходит окисление смазки, что ухудшает ее качество.
- Со временем полезные добавки в масле истощаются.
- В результате загрязнения моторное масло хуже очищает двигатель.
- Моторное масло, насыщенное побочными продуктами работы мотора, хуже отводит тепло, что повышает риск его перегрева.
Чистое моторное масло обеспечивает стабильную работу двигателя, снижает расход топлива. Поэтому, если регулярно заменять смазку в моторе, можно продлить срок его эксплуатации. Своевременно менять масло в двигателе нужно и для сохранения автомобиля на гарантии.
преображения. Интерьер и экстерьер подвергается полной переработке. Также эксплуатационные характеристики кардинально меняются.
Последствия несвоевременной замены
Если интервал замены масла слишком большой, то это приводит к серьезным проблемам. Эксплуатация двигателя с изношенной смазкой ускоряет износ движущихся частей. Нагар на поверхностях образуется значительно быстрее, что приводит к засорению масляных каналов, повышает риск перегрева.
Ухудшение свойств моторного масла приводит к засорению двигателя, снижению его мощности. Из-за повышенного трения он работает менее эффективно. Результатом становится увеличение расхода топлива.
Окисление моторного масла снижает его защитные свойства. Из-за этого на поверхностях могут образоваться очаги коррозии, что со временем приведет к необходимости замены узла.
Если интервал пробега замены масла существенно превысил рекомендуемые значения, то возрастает риск заклинивания двигателя. В этом случае потребуется его полная замена или длительный дорогостоящий ремонт.
Если вовремя не менять смазку в моторе, то возрастает риск проворачивания шатунных вставок. Также повышается интенсивность турбонасоса (если он установлен). Моторные масла, насыщенные загрязнением, забивают каналы агрегата. Это со временем приводит к его поломке.
Рекомендации автопроизводителей
Большинство производителей автомобилей рекомендуют заменять смазку каждые 10000–15000 км. Но промежуток может варьироваться от 5000 до 20000 км в зависимости от модели и марки автомобиля. Представители известных марок советуют ориентироваться на индикацию. Электронные системы определяют оптимальный интервал замены моторного масла с учетом стиля вождения и условий эксплуатации автомобиля. Он сокращается при большом количестве поездок на короткие расстояния, а также:
- при езде по пыльным дорогам;
- зимой при езде в сильные морозы;
- на новых автомобилях;
- при использовании топлива низкого качества;
- если на автомобиле часто перевозятся грузы;
- при частых перегревах двигателя.
Нужно учитывать, что рекомендации производителей по интервалу пробега замены масла могут существенно различаться в зависимости от модели. Поэтому лучше следовать инструкциям, указанным в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
Интервалы замены моторного масла
Производители большинства современных автомобилей рекомендуют делать это каждые 10000–15000 км пробега. Для старых моделей интервалы замены сокращаются до 7500 км пробега. Если они не эксплуатируются, то выполнять замену масла нужно не реже 1 раза в 6 месяцев.
Агрессивный стиль езды сокращает интервалы залива масла в двигатель. Это делается чаще, если автомобиль используется для поездок по городу. Определить момент, когда пришло время осуществлять замену масла, помогут следующие рекомендации:
- Если автомобиль эксплуатируется в стандартных условиях, то менять масло следует в соответствии с рекомендациями производителя, – по пробегу.
- Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то выполняйте замену масла раньше, указанных производителями пробегов. В этом случае интервалы сокращаются на 25–40%.
При этом нельзя игнорировать индикацию, которая сообщает о необходимости менять масло. Это может привести к переводу двигателя в аварийный режим эксплуатации.
Интервалы замены масла в двигателе зависят не только от пробега, но и типа смазки. Она делится на летнюю, зимнюю, универсальную. Менять ее нужно после проведения ремонта силового агрегата, независимо от пробега. Замена моторного масла часто требуется при появлении сбоев в работе двигателя.
Есть мнение, что определить необходимость замены масла можно по его цвету. Но практика показывает, что это сомнительный способ. Потемнение смазки свидетельствует о том, что присадки в ее составе эффективно очищают двигатель. Но, если оно стало черным, то это явный признак износа и необходимости замены.
Бензиновый двигатель
Менять масло в двигателях современных автомобилей рекомендуется каждые 15000 километров пробега или не реже 1 раза в год. У некоторых моделей рекомендуемые производителем промежутки составляют 20000 километров пробега. В некоторых случаях они могут увеличиваться до 25000 км, если заливать синтетическое масло в двигатель.
В автомобилях старше 10 лет рекомендуется осуществлять замену масла каждые 7500 км или 1 раз в 6 месяцев. Это актуально и для моделей, которые комплектуются мощными двигателями.
Использование качественной синтетики способно увеличить интервал между заменами смазки до 25000–30000 км. Но это только в теории, на практике нужно ориентироваться на степень износа смазки.
Для поддержания двигателя автомобиля рекомендуется производить замену каждые 7500 км. Не стоит дожидаться критического износа. Если нет уверенности в том, стоит ли заливать новое масло, обратитесь к специалистам автосервисов.
Дизельный двигатель
Периодичность замены смазки дизельных двигателей отличается от бензиновых. На коммерческом транспорте при интенсивной эксплуатации смазка меняется чаще. Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то рекомендуемые производителем интервалы замены смазки сокращаются на 50%. Это актуально, если дизельный транспорт часто ездит по пыльным дорогам.
Необходимость частой замены масла обусловлена следующими факторами:
- Дизельные двигатели работают при более высоком давлении, что создает большие нагрузки на смазку.
- При сгорании дизельного топлива образуется больше сажи, которая загрязняет смазку.
- Дизельные двигатели обычно работают при более высоких температурах, что ускоряет окисление масел.
- Дизельное топливо может содержать больше примесей, которые попадают в смазку, ухудшая ее свойства.
- Некоторые компоненты дизельных двигателей (например, ТНВД) требуют дополнительной смазки. Это увеличивает нагрузку, ускоряет износ масел.
- Современные дизельные системы (например, Common Rail) очень чувствительны к чистоте топлива и масел.
Сокращают интервалы между заменой масла холодные пуски двигателя.
Из-за особенностей работы дизельных двигателей смазка для них должна соответствовать ряду специфических требований. Для нейтрализации кислот, образующихся при сгорании дизельного топлива, нужна повышенная щелочность или TBN.
Улучшенные моющие свойства моторных масел для дизельных двигателей обеспечивают эффективную очистку от сажи. Они должны быть термически стабильными, так на них воздействуют высокие температуры. Еще одно важное требование – устойчивость к окислению.
Повышенная вязкость масел обеспечивает лучшую защиту при высоких нагрузках и давлении. Кроме того, в состав масел должны входить присадки, которые снижают интенсивность износа подвижных соединений.
Смазки должны быть совместимы с системами очистки выхлопных газов. Это подразумевает низкое содержание серы, фосфора и сульфатной золы.
Смазки для дизельных двигателей должны сохранять вязкость при механических нагрузках или устойчивы к «срезанию». Низкая испаряемость минимизирует расход масла на угар. Это снижает частоту долива, увеличивает интервалы между заменами смазки.
Также важна совместимость с уплотнениями. Она нужна для предупреждения их разрушения и образования утечек. Противопенные свойства противодействуют образованию пены, когда двигатель работает на высоких оборотах. Кроме того, моторное масло должно соответствовать спецификациям производителей. Например, ACEA и класс E предназначены для европейских дизельных двигателей.
Замена по календарю
Это практика, когда масло меняется через определенные промежутки времени, независимо от того, какой у автомобиля пробег. В новых моделях это делается не реже одного раза в год. Для авто старше 10 лет интервал сокращается до 6 месяцев.
Этот подход актуален, если машина эксплуатируется редко. Несмотря на длительный простой, масло деградирует, ухудшаются его характеристики и свойства. Его качество ухудшается из-за конденсации влаги.
Но замены моторного масла по календарю не подойдут, если автомобиль интенсивно эксплуатируется. В этом случае нужно ориентироваться на фактическое состояние смазки, характеристики автомобиля.
Нужно помнить, что интервал замены масла зависит и от его качества. Не всегда заявленные производителем характеристики соответствуют действительности. На рынке представлено много контрафактной продукции, которая теряет свойства быстрее, чем указано на упаковке, в инструкции по применению. Поэтому стоит использовать проверенную продукцию, не экономить.
Замена по пробегу
Замена смазки по пробегу производится в соответствии с рекомендациями производителей автомобилей. Но тут существует нюанс. Для моделей, предназначенных для эксплуатации в странах Европы, интервал замены моторного масла может составлять 30000 км пробега. Но при езде по российским дорогам он сократится из-за климатических условий, других факторов до 10000–15000 км.
Замена по моточасам
Это альтернативный метод определения интервалов замены. Он используется, если двигатель долго работает на холостом ходу. При этом учитывается не пробег, а время, которое отработал двигатель. В таком случае рекомендуется производить замену масел каждые 100-250 моточасов, в зависимости от типа техники и условий ее эксплуатации. Тут потребуется счетчик для точного учета времени.
Замена масла по количеству использованного топлива
Интервал замены масел определяется по количеству израсходованного топлива, а не по пройденному расстоянию или отработанным моточасам. Обычно замену производят после использования 40–50 полных баков топлива. Преимущество этого метода – учет реальной нагрузки на двигатель. Он подходит при частой езде на короткие расстояния.
Замена масла при агрессивном стиле езды
При агрессивном стиле езды промежутки замены смазки сокращаются на 30–50% от рекомендованных производителем. Если в руководстве по эксплуатации автомобиля указано 10000 км, то замену нужно выполнять после прохождения 5000–7000 км.
Сезонная замена
Масло меняется дважды в год – перед зимним и летним сезоном. Летом заливается более вязкая смазка, а зимой, – более жидкая. Это облегчает запуск двигателя в морозы, защищает от перегрева в жару. При использовании всесезонных масел, их замену не обязательно делать перед сменой сезонов.
Факторы и условия, сокращающие интервал замены
- Частые поездки на короткие расстояния (менее 10-15 км);
- Движение в пробках или длительная работа на холостом ходу;
- Буксировка прицепов, частая перевозка грузов;
- Использование топлива низкого качества;
- Использование масел неподходящего типа.
Сокращает интервалы замены смазки форсирование двигателя, увеличение его мощности.
Зависит ли интервал замены от типа масел?
Для увеличения интервалов замены старого масла нужно заливать смазку с соответствующими допусками. Они также зависят от типа масел. Синтетические смазки обеспечивают лучшую защиту двигателя, отличаются устойчивостью к температурному воздействию. Поэтому их менять нужно реже. Некоторые производители устанавливают интервал до 30000 км.
Полусинтетическая жидкость дешевле синтетической, но не обладает такой устойчивостью к воздействию температур.
Через сколько времени нужно менять смазку, если я ее постоянно доливаю?
Необходимость постоянного долива масла в двигатель указывает на наличие неисправностей. В этом случае лучше обратиться к специалистам, провести диагностику, устранить имеющиеся проблемы.
При постоянном доливе масла рекомендуется сократить его интервал до полной замены, рекомендованный производителем, минимум на 25%. Если объем долитой смазки превысил 50%, то лучше выполнить ее полную замену. При этом нужно постоянно проверять цвет и консистенцию масел.
Когда заменять смазку, если я езжу редко?
Если машина эксплуатируется редко, большую часть времени стоит в гараже или на стоянке, то производители рекомендуют менять масло не реже одного раза в год, независимо от количества км пробега.
Нужно ли менять масло, если машина стояла?
Мотор нуждается в замене старого масла, даже если автомобиль долго стоял. Это делается не реже 1 раза в год. В машинах старше 10 лет смазочный материал меняется 1 раз в 6 месяцев.
В каких случаях масло надо менять срочно?
Менять масло нужно срочно, если в него попала охлаждающая жидкость или топливо. Это происходит при сильном перегреве мотора, при значительном превышении рекомендованного пробега. Срочная замена масел также нужна, если существенно возрос расход смазки, ее уровень быстро снижается. Откладывать замену нельзя при появлении в двигателе нехарактерных стуков и шумов.
Что указывает на необходимость заменить смазку
Нужно помнить, что не всегда стоит жестко придерживаться рекомендаций по замене старого масла по пробегу. Менять смазку, не дожидаясь накрутки определенного количества километров, следует в следующих случаях:
- мотор работает нестабильно – это особенно заметно на холостых оборотах;
- появился запах масла в салоне автомобиля;
- мотор часто перегревается;
- мотор внезапно глохнет.
Но замена моторного масла должна выполняться в соответствии с определенными правилами. Это гарантия того, что не сократится интервал между следующей заменой моторного масла.
Как проверить уровень масла в двигателе?
Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности. Заглушите мотор и подождите 5–10 минут, чтобы масло стекло в поддон. Затем откройте капот, найдите масляный щуп (обычно у него яркая ручка жёлтого или оранжевого цвета).
Вытащите его и протрите его чистой тканью или бумажным полотенцем. После этого полностью вставьте щуп обратно и снова вытащите. Посмотрите на его кончик, найдите отметки минимального и максимального уровня масла. Если он ниже минимума, нужно долить масло. После проверки вставьте щуп обратно, убедитесь, что он надежно зафиксирован.
Долить масло или поменять?
Актуальным для владельцев автомобилей является вопрос, стоит ли менять масло в двигателе полностью при снижении его уровня или можно его просто долить. Тут все зависит от того, насколько меньше стало моторного масла.
При существенном уменьшении его количества за короткий промежуток времени следует обратиться в автосервис для проведения диагностики мотора, так как это может быть признаком его неисправности. Если уровень моторного масла снизился в допустимых пределах, то его можно долить до нормативного уровня.
Что будет, если перелить масло?
Заливка большего, чем нужно количества масла, приведет к падению мощности. Кроме того, в нем увеличится количество газов, что приведет к стуку гидроэлементов (гидротолкателей, гидроопор, гидронатяжителей). Выхлопные газы станут сизого цвета, вырастет расход смазки.
Заливать масла больше требуемого количества запрещается в моторы старых автомобилей. Это приведет к увеличению расхода топлива, ускоренному износу поршневой группы.
Что будет, если часто менять масло?
Частая замена масла может нанести вред мотору, так как при первом запуске не все его подвижные соединения хорошо смазаны. В результате повышается нагрузка на них, что приводит к ускоренному износу. Но это не означает, что нужно строго придерживаться интервалов, рекомендованных производителем. Менять масло нужно с учетом текущих условий и интенсивности эксплуатации, а также стиля езды.
Инструкция по замене масла
Для замены смазки автомобиль нужно установить на эстакаду, яму или подъемник. Прогрейте мотор до температуры 95⁰C, затем отключите его, дайте постоять в течение 10 минут. Это нужно, чтобы масло полностью слилось.
Теперь нужно открыть капот, открутить пробку заливной горловины, достать щуп. Затем откручивается пробка в картере мотора, подставляется емкость для сбора отработанного масла. Оно сливается не менее 10 минут. По прошествии этого времени залейте около 300 грамм смазки. Подождите, пока она сольется в чистую емкость. Если в ней нет стружки, черных сгустков, то можно заливать оставшееся масло. Но перед этим нужно заменить фильтр.
Заливка масла производится с периодическим контролем его уровня с помощью щупа. После доведения его до нужного уровня закручивается пробка заливной горловины. При необходимости меняется ее уплотнение, чтобы исключить утечки.
Затем нужно запустить мотор, дать ему поработать 5–7 минут, снова проверить уровень масла щупом, долить до нужного уровня.
Нужно ли промывать двигатель перед заменой?
У промывки двигателя есть сторонники и противники. Первые утверждают, что ее обязательно нужно делать, особенно на автомобилях старше 10 лет. По их мнению, промывка улучшает отвод тепла, снижает трение, повышает эффективность масел, продлевает срок эксплуатации двигателя.
Противники промывки считают, что она может спровоцировать отделение старых отложений, которые забьют масляные каналы, ускорят износ фильтра. Кроме того, к негативным последствиям приводит использование некачественных жидкостей.
Поэтому принимать решение о промывке двигателя следует исходя из его технического состояния и рекомендаций производителя.
Нужно ли заменять масляный фильтр?
При каждой замене моторного масла обязательно меняется фильтр. Это делается, чтобы исключить попадания скопившихся загрязнений в новую смазку.
Сколько масла заливать?
Необходимое количество масла указывается в технической документации автомобиля. Оно привязано к объему силового агрегата. Если он составляет 1,6 литра, то нужно залить 4 литра смазки. В 1,8-литровые моторы заливается больше 4,5 литра.
Изображения взяты с unsplash