Диагностика и замена свечей зажигания автомобилей

2 октября 2024

Несмотря на миниатюрность, свеча зажигания – один из важнейших элементов двигателя автомобиля. Функция свеч – воспламенение топливовоздушной смеси в строго определенный момент времени, за счет чего работа ДВС оказывается стабильной, продуцируемая мощность и крутящий момент – максимальными. Как и другие детали, свеча подвержена постепенному износу, сопряженному с ухудшением и полной потерей базовых характеристик. К сожалению, ремонт свеч невозможен, проблему можно решить только заменой. Когда нужно менять свечи в автомобиле? Как поменять свечи профессионально и безошибочно?

Основные функции свеч

Свеча нужна для приведения транспортного средства в движение. За несколько миллисекунд до достижения поршнем крайнего верхнего положения свеча продуцирует искровой разряд, воспламеняющий сжатую топливовоздушную смесь. За счет искры от свечи зажигания происходит воспламенение смеси, поршень устремляется в обратном направлении. Повторение цикла вращает коленчатый вал, формирует тяговое усилие, передающееся на колеса.

Если свеча исправна, вся система зажигания работает корректно, топливо расходуется экономично, обороты стабильны во всем диапазоне, нет проблем с крутящим моментом и скоростью. Прибегнуть к замене свеч нужно не только при визуально плохом их состоянии, но и при косвенных признаках, указывающих на повреждение свечей – падении мощности ДВС, трудностях при его запуске и прочих.

Факторы износа свеч

Основные причины, провоцирующие выход свеч из строя, помимо естественного старения:

  • Окисление свеч, вызванное постоянным взаимодействием с высокотемпературной средой, раскаленными газами, насыщенными кислородом.
  • Физические повреждения свеч, вызванные огромным давлением, формирующимся в цилиндре. Менять свечу поврежденную обязательно.
  • Эрозия свеч, связанная с искровой нагрузкой.

Все перечисленное приводит к появлению на свечах окалины, каверн, рытвин, деформациям. Электрические характеристики свеч меняются, искровой разряд теряет изначальную мощность, появляются пропуски зажигания, либо оно пропадает вовсе. Всё это причины поменять свечи.

Нужно отметить и некоторые дополнительные факторы, способные спровоцировать неисправность свечей:

  • Использование бензина/дизеля низкого качества с высоким содержанием железа. Оно приводит к появлению на изоляционном материале свеч отложений характерного красного оттенка, провоцирующих замыкания и гашение искрового разряда.
  • Регулярные запуски ДВС “на холодную”. Они приводят к функционированию свеч при слишком низких температурах, исключающих возможность естественной очистки. Этот процесс построен на температурном воздействии выраженностью около 450 градусов, что позволяет сжечь сажу.
  • Частые поездки малой продолжительности, простаивания в пробках, когда мотор работает на оборотах не более 2500 в минуту и малых температурах. Последствия такие же, как в предыдущем случае.
  • Регулярные поездки, сопряженные с высокими механическими и термическими нагрузками на двигатель. Искры становятся частыми, мощными, температуры – максимальными, способными деформировать свечи.

Срок службы свеч

Точный период службы свеч назвать сложно, он зависит от нагрузки, характера использования транспортного средства, качества топлива и других факторов, однако, средние значения выглядят следующим образом:

  • Стандартные свечи – менее 20 тысяч километров пробега;
  • Иридиевые одинарные свечи – около 20 тыс.км;
  • Иридиевые модифицированные свечи, с двумя контактами – менять свечи нужно каждые 100 тыс. километров;
  • Премиальные, платиновые или подобные свечи – менять свечи нужно на 120 тыс.км.

Игнорирование замены свеч: что произойдет?

Пренебрегать заменой свечей зажигания нельзя. Свечу поменять несложно и недорого, однако, игнорирование ее своевременной замены сопряжено с целым комплексом негативных явлений, способных стать причинами серьезных неисправностей двигателя, необходимости его капитального ремонта. Если вовремя не поменять свечи, можно столкнуться со следующими проблемами:

  • Попадание топливовоздушной смеси во впускную систему. Выхлоп становится токсичным, резко увеличивается нагрузка на катализатор, из-за чего он быстро выходит из строя. Горение топливовоздушной смеси в коллекторе провоцирует разрушение из-за воздействия высокой температуры и давления. Расход топлива значительно увеличивается.
  • Разрушение свеч из-за термических и механических нагрузок. Небольшие осколки могут попасть внутрь цилиндра, нанести серьезные повреждения поршневой группе, цилиндру.
  • Повышение рабочего напряжения. Нагар на свечах, деформации электродов – все это приводит к значительному увеличению напряжения, требуемого для формирования искрового разряда. Катушка зажигания не выдерживает таких эксплуатационных режимов, начинается плавление изоляции проводки.
  • Детонационное зажигание. Его причина – недостаточное напряжение искрового разряда, либо его несвоевременное возникновение. Топливовоздушная смесь не сгорает, а буквально взрывается, формируя огромное давление. Мощность мотора падает, увеличивается нагрузка на поршни, коленчатый вал, шатуны. В критических ситуациях происходит прогар поршней, пробой ГБЦ.
  • Калильное зажигание. Это происходит, когда топливовоздушная смесь воспламеняется не от искры, а от высокой температуры свеч. Высокотемпературные и выраженные механические воздействия вполне способны привести к повреждениям деталей мотора.

Как проверить свечи зажигания

В нормальном состоянии свечи зажигания должны быть чистыми, изоляция – белой или с красноватым, желтоватым оттенком. На поломку свеч, необходимость чистки или замены указывает следующее:

  • Плотные сажевые отложения на свечах;
  • Масляные подтеки на свечах;
  • Чрезмерный механический износ электродного элемента свечи;
  • Свинцовые отложения на изоляторе свеч, имеющие зеленоватый или коричневатый оттенок;
  • Зольные отложения на свечах;
  • Плавление электрода свечи, деформации, вызванные термическими воздействиями;
  • Отложения ферроцена на свечах, напоминающие ржавчину.

Небольшие загрязнения можно устранить, провести промывку свеч при помощи уксусной, лимонной кислоты. Наличие более серьезных неисправностей, механических или термических повреждений, придется поменять свечи зажигания.

Нужно отметить, что перечисленные дефекты свеч не возникают сами по себе, они сопряжены с некорректной работой мотора и других систем автомобиля, что требует диагностику и настройку. Нужно убедиться в качестве используемого бензина, чистоте и исправности воздушного фильтра, четкости функционирования инжектора, отказаться от использования присадок на основе свинца, серы и железа. При финансовой возможности свечи лучше не чистить, а менять. Профессионалы придерживаются именно такой схемы, как максимально надежной.

Прочие признаки неисправности свеч

На проблемы со свечами указывает и некорректное “поведение” автомобиля, выражающееся в следующем:

  • Трудности при запуске. Мотор заводится только после нескольких попыток, продолжительного вращения стартера, либо отказывается запускаться совсем.
  • Отсутствие быстрой реакции на нажатие педали газа. Скорость набирается плохо, обороты двигателя не поднимаются.
  • Пропуски зажигания в отдельном цилиндре, холостые обороты нестабильны, в движении явно ощутимы рывки, слышны посторонние звуки, падения мощности.
  • Увеличен расход топлива.
  • Появление индикаторов на приборной панели, указывающих на увеличение токсичности выхлопных газов, необходимость срочной проверки двигателя.
  • При появлении любой из этих проблем, следует в первую очередь проверить свечи зажигания.

Порядок замены свеч

Менять свечи зажигания в автомобиле лучше всего, придерживаясь профессионального подхода. Алгоритм замены свечей зажигания выглядит следующим образом:

  • Остановка двигателя и его охлаждение, по меньшей мере, до 50 градусов. Пренебрежение этим простым правилом чревато не только ожогом, но и перспективой повреждения резьбы на свече, причем это может произойти даже при использовании динамометрического ключа с регулировкой усилия. ГБЦ современных моторов изготовлены из алюминия, достаточно мягкого металла, требующего бережного отношения.
  • Снятие защитного кожуха, если таковой имеется.
  • Продувка ГБЦ и свечных колодцев. Можно воспользоваться компрессором или баллоном со сжатым воздухом. Основной смысл – удаление механических загрязнений, пыли, твердых абразивных частиц, которые могут попасть в цилиндр, поцарапать его внутренние поверхности, повредить поршни.
  • Демонтаж катушек зажигания или высоковольтных проводов – точная операция определяется моделью, конструктивными особенностями конкретного транспортного средства.
  • Проверка расположения уплотнительного кольца непосредственно на свече, а не на посадочном колодце. Это необходимо сделать, если деталь имеет классическую конфигурацию в форме цилиндра. Установка новых свеч на старые кольца недопустима, она приводит к некорректной позиции электродов и исключает возможность их нормального функционирования. При использовании конических свечей данный этап можно пропустить.
  • Установка новой свечи в специальный ключ. Посадка свечи должна быть достаточно плотной, вкручивание – легким, без чрезмерных усилий. Перетягивать свечу нельзя, это чревато деформациями и срывом резьбы. Перед тем, как менять свечи, нужно убедиться в чистоте резьбы, главным образом – в отсутствии на ней смазки, из-за которой порой не удается достичь желаемой плотности.
  • Изучение инструкции на упаковке со свечами. Важнейшая информация – усилие затяжки свеч, которое и нужно выставить на динамометрическом ключе. Пользоваться простым ключом, так любимым “гаражными мастерами” – не лучшее решение. Он не позволяет точно контролировать крутящий момент, можно перетянуть свечи, разрушить изоляцию и корпус, из-за чего они попросту провалятся в цилиндр, либо не дотянуть, не получить плотность фиксации. Особенно опасна первая ситуация, керамика и твердые металлические сплавы свеч способны нанести огромный урон двигателю.
  • Установка катушек зажигания или подключение проводки, в зависимости от модели, проверка надежности, плотности контакта.
  • Тестовый запуск двигателя, проверка корректности его работы. Она должна быть ровной, обороты – стабильными, реакции на нажатие педали газа – четкими и быстрыми.
  • Устанавливается защитный кожух.

Распространенные ошибки при замене свеч

При замене свечей зажигания нужно исключить некоторые ошибки. Наиболее частые выглядят следующим образом:

  • Пренебрежение очисткой, работа под открытым небом или в пыльных помещениях. Все это может привести к попаданию мелких механических частиц в цилиндры, что чревато капитальным ремонтом мотора.
  • Продолжительная эксплуатация свечей без снятия, на протяжении десятков тысяч км. Это вполне допустимые пробеги для двухконтактных иридиевых или платиновых свечей, однако, иногда нужно извлекать их и вкручивать заново.
  • Осуществлять проверки свечей зажигания нужно для исключения их прикипания к посадочным колодцам.
  • Чрезмерное усилие при затяжке, из-за которого свечи зажигания в автомобиле разрушаются, а их мелкие осколки попадают в цилиндры.
  • Использование свечей недостаточно высокого качества, либо неподходящих машине. Калильное число, размеры, конструкция электрода свечи – все это должно соответствовать двигателю. Ошибка приведет или к невозможности установки свеч, или неэффективной работе с постоянными пропусками зажигания, высокому расходу бензина/дизеля. Чрезмерная экономия на свечах – плохое решение. От покупки свеч неизвестных марок следует отказаться, их заявленные показатели зачастую сильно отличаются от реальных, срок службы – крайне ограниченный. При небольшом бюджете лучше выбрать недорогие модели свеч от проверенного производителя. Проверить подлинность свеч можно при помощи маркировки, голограммы, QR-кода и прочего.

Рекомендации по выбору свеч

Чтобы свечи работали корректно, а их замена действительно оказалась полезной и эффективной при подборе нужно учесть несколько моментов. Первый из них – материал покрытия электрода свечи. Доступны следующие варианты:

  • Никель. Недорогие свечи зажигания. Менять свечи в автомобиле нужно каждые 40 тыс. км. Идеально такие свечи подходят для моторов с малой мощностью и степенью сжатия объемом до 1.6 литра.
  • Серебро. Менять свечи в автомобиле нужно каждые 50 тыс. км. Свечи совместимы с газомоторным транспортом за счет высокой температуры плавления.
  • Платина. Такие свечи выдерживают экстремальные эксплуатационные нагрузки. Менять свечи в автомобиле нужно каждые 90 тысяч километров и реже.
  • Иридий. Самые долговечные и технологичные свечи. Ставить такие свечи стоит только на современные моторы с максимальной степенью сжатия, работающие на высокооктановом топливе, например, бензине сорта АИ-98. На старых ДВС с большим потреблением масла применение таких свеч нерационально, реализовать потенциал не удастся. Менять свечи зажигания нужно каждые 50–60 тысяч километров.

Все свечи зажигания имеют калильное число. На низкооборотистые моторы ставят свечи с высоким калильным числом, на спортивные – свечи с низким. Для большинства автомобилей подойдут свечи, где этот параметр находится на средней отметке.

Конечно, геометрия свеч должна на 100% соответствовать конструкции ДВС. Лучше иметь под рукой оригинальные свечи, для прямого сравнения. Даже миллиметровые отклонения недопустимы, чреваты невозможностью монтажа свечи, недостаточной или чрезмерной плотностью посадки, отклонениями искровых зазоров от нормы, из-за чего мотор резко теряет мощность, начинает сбоить и потреблять слишком много топлива. При критических несоответствиях характеристик свеч требованиям, возможны серьезные повреждения двигателя, возгорания проводки и другие последствия, устранение которых потребует больших вложений.

Менять свечи зажигания в автомобиле самому или в сервисном центре?

Менять свечи зажигания нужно своевременно, не допуская их чрезмерного износа, приводящего к некорректной работе двигателя. В целом, менять свечи в автомобиле можно собственными силами, но, по возможности, лучше доверить работу профессионалам, чтобы не переживать по поводу результата, исключить вероятные проблемы. От идеи использовать дешевые свечи зажигания разумнее отказаться, несмотря на малые размеры и конструктивную простоту, это крайне важная деталь, без которой эксплуатация транспортного средства невозможна.

Записаться на сервис


Изображения взяты с unsplash