29 сентября 2024
Большинство современных автомобилей укомплектовано антиблокировочной системой (АБС). Антиблокировочная система повышает эффективность торможения, препятствует полной блокировке колес, что уменьшает вероятность срыва в занос, позволяет сохранять траекторию в процессе остановки.
Многим водителям доводилось сталкиваться и с негативной стороной этой системы. Как поступить, когда горит лампочка АБС? На какие ошибки и поломки указывают в автомобилях лампочки АБС? Можно ли продолжать движение, если загорелась лампочка?
Что такое лампочка АБС и для чего она нужна?
Лампочка ABS – это индикатор, расположенный на приборной панели. Наиболее распространенное его исполнение – соответствующая аббревиатура ошибки в красном кружке. Если антиблокировочная система функционирует нормально, индикатор погашен, но при фиксации электроникой сбоя – на панели приборов загорается ошибка тормозной системы, привлекая внимание водителя.
Отнестись к горящей лампочке АБС нужно серьезно, вполне вероятно, что речь идет о серьезной неисправности в тормозной системе, из-за чего продолжение поездки окажется небезопасным. Если на панели приборов загорается аварийный знак ABS, то причина проблемы может быть связана с любым из ее компонентов:
- Датчики, фиксирующие скорость вращения колес.
- Главный электронный блок, принимающий информацию с датчиков, обрабатывающий ее и отправляющий соответствующие команды на исполнительные устройства.
- Блок с гидравликой, в котором находятся электромагнитные клапаны, насос, гидроаккумуляторы.
- Соединительные магистрали, шланги и патрубки.
Принцип работы антиблокировочной системы построен на синхронном, отлаженном взаимодействии всех перечисленных модулей. Если датчик фиксирует, что скорость вращения одного из колес начинает сильно уступать остальным, что чревато заносом, подается команда на сброс давления в соответствующем тормозном контуре. Головной блок опрашивает датчики десятки раз в секунду, за счет чего достигается максимальная эффективность ABS, система позволяет не просто выйти из опасной ситуации, но не допустить ее развития.
Почему загорелась лампочка АБС?
Вероятные причины, по которым может загореться знак ABS:
- Потеря связи с датчиками, определяющими скорость, с которой вращаются колеса. Этот факт, впрочем, не означает наличие поломки в тормозной системе. Возможно, причинами того, что загорается индикатор, являются отхождение контактов, обрыв проводов из-за выраженных вибраций или механических воздействий, налипание на датчики снега и грязи.
- Критическое снижение уровня тормозной жидкости, из-за чего резко падает давление не только в антиблокировочной системе, но и во всей системе торможения.
- Перегорание предохранителя. По статистике, именно эта причина является наиболее распространенной. Замена детали проста, может быть выполнена собственными силами, сопряжена с минимальными расходами.
- Проблемы со ступичным подшипником. Они вызваны деформациями, механическими повреждениями, ошибками во время монтажа.
- Повреждения головных гидравлических и электронных блоков. Наиболее редко встречающиеся неисправности всей тормозной системы.
Чем опасна поломка ABS?
Ошибка ABS допускает дальнейшую эксплуатацию автомобиля, однако, относиться к индикации нужно настороженно. При первой возможности необходимо посетить сервисный центр или, как минимум, самостоятельно провести тщательный осмотр компонентов АБС, чтобы выяснить, что вызвало ошибку АБС. Если ABS загорелся и не гаснет, нужно изменить манеру вождения, сделать ее максимально осторожной, сбросить скорость, избегать резких маневров, потенциально опасных участков, серпантинов, дорог с плотным транспортным потоком.
Иногда индикатор горит не постоянно, а с частым мерцанием. Это говорит о некорректной обработке сигналов, поступающих на головной блок управления. По возможности антиблокировочную систему следует отключить, чтобы не перегружать электронику, и в ближайшее время обратиться в сервисный центр.
Загорелась лампочка ABS: поиск и устранение поломки
Если лампочка знака ABS указывает на неисправность, то устанавливать ее характер лучше с наименее трудоемких действий. Нужно найти свободный прямой участок дороги, набрать скорость в 40 км/час и резко остановиться. Характер торможения, присутствие вибраций, говорящих об активности антиблокировочной системы, позволит сделать точные выводы, а также – перезагрузит электронику, иногда этого простого маневра хватает для восстановления нормальной работоспособности АБС.
Если подобных действий оказалось недостаточно, и опять горит ABS, следует осмотреть предохранитель АБС. Нужный элемент антиблокировочной системы находится в общем блоке, находящемся в моторном отсеке, помечен соответствующим символом. Факт повреждения можно определить визуально.
При исправности предохранителя АБС нужно перейти к третьей стадии – осмотру контактов управляющего блока. Находится предохранитель ABS под капотом, определяется по нескольким подключенным патрубкам тормозных контуров и единственному разъему питания. Проверку ABS следует проводить исключительно при сброшенной отрицательной клемме с АКБ. Все контакты должны быть целыми, без деформаций, следов коррозии, загрязнений. При необходимости – контакты и разъемы меняются, однако, эту операцию следует доверить специалистам.
Если лампочка ABS продолжает гореть и после этих манипуляций, не обойтись без домкрата, чтобы осмотреть ступичные подшипники, датчики, провода. Недопустимы выраженные загрязнения, деформации, замыкания, повреждения и оплавления изоляции и другие дефекты. Хорошо, если под рукой окажется мультиметр. Сопротивление исправного датчика – 1.2 Ом. К сожалению, повреждения зачастую скрыты, из-за чего их проверку приходится проводить “по одиночке”. По возможности сделать это лучше в авторизованном сервисном центре. Специалисты пользуются не визуальными, а электронными методами диагностики, сканерами, подключающимися к шине CAN, что ускоряет процесс и повышает его точность.
Изображения взяты с unsplash