Как часто менять салонный фильтр и для чего он нужен в автомобиле

9 апреля 2025

Замена масла, топливного фильтра, охлаждающей жидкости – все это сервисные операции, о которых помнит каждый водитель, ведь их несвоевременное выполнение негативно сказывается на динамических характеристиках автомобиля, повышает нагрузку на двигатель, увеличивает риск поломки.

Замена салонного фильтра – другое дело. Этот элемент многим кажется не слишком важным, а потому процедура откладывается в целях экономии или из-за лени, нежелания лишний раз возиться с автомобилем. Специалисты между тем единогласны во мнении, что менять салонный фильтр нужно своевременно, руководствуясь сервисными регламентами или признаками, указывающими на его засорение. Зачем это нужно? Какие функции он выполняет?

Что такое салонный фильтр

Салонные фильтры – элементы на основе бумаги, нетканого полотна, технологичного полимера, основная функция которых – очистка уличного воздуха, поступающего в салон. Их принцип действия прост, однако, он позволяет эффективно решить следующие задачи:

  • Удаление механических частиц. Многим водителям, регулярно путешествующим по сухим грунтовым дорогам, приходилось видеть, как воздух в салоне буквально за минуту наполняется пылевой взвесью. Вся она оседает на приборной панели, обивке сидений. Для удаления зачастую приходится обращаться в химчистку. С хорошим фильтром выраженность этого явления минимальна.
  • Удаление аллергенов. Мельчайшая пыльца, проникающая в салон – проблема не только эстетическая, но и медицинская. Приступ аллергии в поездке – это очень опасно.
  • Удаление неприятных запахов. Дышится в салоне ощутимо легче и приятнее, всегда сохраняется свежесть.
  • Снижение нагрузки на отопитель и кондиционер. Для работы указанным устройствам требуется уличный воздух. Если он окажется загрязненным, оборудование быстро потребует обслуживания, сложной чистки.

Как часто менять салонный фильтр?

В эксплуатационной инструкции указана периодичность замены для конкретного авто. В среднем, ресурс составляет 25-30 тысяч километров. Однако нужно учитывать, что он может сильно уменьшиться из-за жестких эксплуатационных условий, регулярных поездок по пыльным дорогам либо установки детали низкого качества. Несмотря на кажущуюся конструктивную простоту, экономить на фильтрах – плохая идея.

Признаки износа

Внеочередная замена требуется при появлении одного или нескольких из следующих “симптомов”:

  • Снижение эффективности вентиляции. Если вентилятор включен на полную, а поток воздуха из дефлекторов – едва ощущается, стоит проверить фильтры.
  • Снижение эффективности отопителя и кондиционера. Устройствам требуется очень много времени, чтобы прогреть или охладить воздух в салоне.
  • Повышение влажности в салоне. На это указывают постоянно потеющие окна.
  • Появление неприятных посторонних запахов пыли, плесени.

замена салонного фильтра

Классификация

Перед тем, как провести замену салонного фильтра, нужно подобрать подходящую деталь. Руководствоваться следует не только совместимостью с конкретным автомобилем, но и типом, конструкцией, от которых зависит цена и принцип действия. Основные классы фильтров выглядят следующим образом:

  • Барьерные. Наиболее простые и дешевые. Воздух проходит сквозь специальную бумагу или синтетический материал. Фильтрация не слишком эффективна, позволяет справиться только с достаточно крупными механическими частицами, бессильна против пыльцы и неприятных запахов.
  • Угольные. Комбинация материалов грубой очистки и кассет с активированным углем. Природное вещество характеризуется высокой поглощающей способностью, задерживает аллергены, молекулы веществ, вызывающих неприятные запахи.
  • Электретные. Комбинированные фильтры из материалов с различной проницаемостью. Обладают электростатическими свойствами, за счет чего притягивают и удерживают загрязняющие вещества.
  • Бифункциональные. Наиболее дорогие и технологичные. Как и электретные, эти фильтры имеют комбинированную конструкцию, задерживают как крупные, так и мелкие механические частицы, справляются с неприятными запахами. Специальные пропитки придают им антисептические свойства, необходимые для борьбы с бактериями, спорами плесени.

Где находится фильтр?

Чтобы провести замену салонного фильтра, необходимо установить его местоположение, которое зависит от конкретной модели автомобиля. Например, он может находиться в бардачке или под лобовым стеклом. В разных моделях Для фиксации используются винты, в таком случае для снятия потребуется отвертка с соответствующим шлицем, либо специальные защелки, что упрощает замену и позволяет обойтись без дополнительного инструмента.

На старых автомобилях деталь может располагаться в зоне педали газа. Это наиболее сложный вариант замены, при котором придется снимать педаль, откручивать тросик, обеспечивающий ее механическую связь с заслонкой дросселя, демонтировать консоль.

Порядок замены

После того, как местоположение салонного фильтра установлено, можно приступать непосредственно к замене. Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Снятие защитной крышки. Она удерживается защелками или винтами.
  • Извлечение старой детали. Нужно запомнить ее расположение, лучше – сфотографировать, чтобы не допустить ошибки при установке.
  • Очистка отсека. Лучше сделать это максимально тщательно, воспользовавшись щеткой, пылесосом, влажными салфетками. Чем меньше пыли останется, тем дольше прослужит новая деталь.
  • Установка нового фильтра в автомобиль. При наличии на корпусе указателей, маркировок, нужно строго следовать им, чтобы рабочая поверхность была направлена в нужную сторону.
  • Сборка в обратном порядке.

Возможна ли чистка?

Водители зачастую стремятся к максимальной экономии. Один из кажущихся способов – очистка салонных фильтров, их промывка, удаление пыли при помощи щетки. Делать этого категорически не рекомендуется, повторное использование деталей недопустимо! Они изготовлены из одноразовых материалов, так что очистка не просто не восстановит исходные свойства, но и окончательно испортит элемент.

Негативных последствий установки отслуживших салонных фильтров множество. Очистка воздуха окажется неэффективной, в салоне будет скапливаться пыль, многократно вырастет риск аллергии, простудных заболеваний, появится неприятный запах. Из-за увеличения сопротивления воздух будет с трудом проходить по вентиляционным каналам, ухудшится обдув отопителя, из-за чего он может перегреться и выйти из строя без возможности восстановления.

Записаться на сервис


Изображения взяты с Freepik