Что такое система старт-стоп

6 мая 2025

Система старт-стоп – одна из наиболее спорных автомобильных опций. Согласно задумке инженеров, она должна способствовать экономии топлива, сохранению ресурса двигателя, повышению общего комфорта водителя, но на практике – все не так радужно. Многие автомобилисты считают функцию бесполезной, некоторые – откровенно вредной. Оправданы ли такие мнения? Каковы основные принципы работы системы, какие преимущества она обеспечивает?

Система старт-стоп: понятие и необходимость

Появление разработки вызвано увеличением личных автомобилей в крупных городах, из-за чего обострилась проблема пробок. Согласно статистике, 40% от общего времени поездки – простой в дорожном заторе, либо ожидание на светофоре. Мотор при этом продолжает работать в холостом режиме, впустую расходуя топливо.

Решение проблемы казалось очевидным: автоматическая остановка двигателя при простое, запуск – при повторной необходимости начала движения. Создателями системы старт-стоп стали специалисты японского концерна Toyota. Разработка датирована 70-ми годами минувшего столетия, а первый автомобиль, на котором она установлена – премиальный седан Toyota Crown.

Массовое распространение, впрочем, началось только в 2000-х годах, вместе с ужесточением экологических требований. Сейчас систему старт-стоп можно встретить на машинах подавляющего большинства марок, американских, корейских, европейских.

что такое система старт стоп

Принцип работы

Специфика работы системы старт-стоп определяется главным образом трансмиссией автомобиля:

  1. МКПП. Отключение ДВС происходит только при переводе коробки в нейтральное положение, отпуске педали сцепления. При выжиме сцепления мотор запускается.
  2. АКПП. Если автомобиль стоит без движения около 2 секунд, а водитель – выжимает тормозную педаль, ДВС отключается. Для повторного запуска достаточно отпустить педаль.

Несмотря на довольно простой алгоритм работы системы, она очень сложна с точки зрения структуры. За отслеживание текущих параметров, например, оборотов коленвала, напряжения аккумулятора, действий водителя, манипуляций с органами управления, отвечают многочисленные датчики. Информация с датчиков поступает на головной электронный блок, обрабатывающий ее, отправляющий команду на включение или отключение мотора.

Для корректного функционирования системы должны соблюдаться следующие условия:

  • Прогрев ДВС до рабочего температурного диапазона;
  • Скорость движения не менее 4 км/ч;
  • Достаточный для работы датчиков, электронного блока, повторного запуска мотора заряд аккумулятора;
  • Закрытая водительская дверь;
  • Пристегнутый ремень безопасности;
  • Движение вперед.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство системы старт-стоп – снижение расхода топлива. Чем плотнее поток, чем чаще приходится останавливаться на светофорах – тем ощутимее экономия. Среднее значение – от 3 до 8 %, в некоторых случаях – до 10%. Вместе с расходом топлива, уменьшается и количество вредных выхлопов. С учетом постоянного ужесточения экологических требований, это важный момент. Дополнительный плюс – отсутствие шума в периоды кратковременных остановок. Это несколько увеличивает общий комфорт поездки.

Негативные моменты

Система старт-стоп полезна только в том случае, если маршрут построен по загруженным городским улицам. На загородных трассах, где расстояния между светофорами исчисляются десятками километров, а поток максимально свободен, толку от нее нет. Прочие минусы, на которые обращают внимание водители и эксперты отрасли, выглядят следующим образом:

  • Повышение нагрузки на аккумулятор. Стандартные АКБ не справятся, требуются более дорогие AGM-аналоги.
  • Повышенные механические нагрузки. Каждый запуск мотора – это ударная нагрузка для его внутренних компонентов, что негативно сказывается на сроке службы. Впрочем, в последних версиях системы этот минус удалось исправить усилением конструкции ДВС, а также более мягким алгоритмом срабатывания. Если говорить о нагрузке на другие элементы, например, турбину или трансмиссию, то их прочность также рассчитана с учетом требований системы. Для поддержания их надлежащего состояния водителю нужно лишь своевременно выполнять сервисное обслуживание, не забывать о замене масла и других расходников.
  • Снижение динамики разгона. Электронному блоку требуется время для обработки данных и подачи команд, из-за чего автомобиль медленнее реагирует на нажатие педали газа. Как и предыдущий, этот недостаток становится все менее выраженным с развитием системы. В первых версиях срабатывание занимало зачастую более секунды, сейчас – сотые доли, что быстрее человеческой реакции.

Возможные сбои

Практика показывает, что большинство проблем связаны с датчиками системы старт-стоп. Если они некорректно считывают обороты коленвала, степень нажатия педали тормоза, температуру мотора, весь комплекс начинает сбоить, эксплуатация машины усложняется вплоть до полной невозможности. В такой ситуации можно попробовать перезапустить двигатель, при повторении проблемы – обратиться в сервисный центр. Обнаружить дефекты датчиков можно только при помощи специального диагностического оборудования.

Можно ли отключить систему?

При серьезном сбое системы старт-стоп, мешающем нормальной эксплуатации машины, ее можно отключить. В зависимости от модели транспортного средства, для этого предусмотрена или физическая кнопка на рулевой колонке, приборной панели, или пункт в меню бортового компьютера.

Вышеуказанные способы удобны, однако, рассчитаны только на одну поездку. При необходимости долговременной деактивации лучше обратиться в сервисный центр. Вариантов отключения несколько: извлечение предохранителя, разрыв электрической цепи, изменение программных настроек, установка “обманки”. Решение подбирается индивидуально, под конкретный автомобиль.

Посмотреть авто в наличии


Изображения от unsplash