Что такое сход-развал автомобиля простыми словами

17 марта 2025

Каждый автомобиль имеет особое расположение колес по отношению друг к другу и к дороге Основные углы колёс – сход и развал (требуют периодического выставления). Сход-развал – процедура, предусматривающая выполнение регулировки углов колес относительно кузова и дороги. После ее выполнения автомобиль будет более предсказуемо себя вести на высокой скорости и демонстрировать устойчивость при маневрировании. Развал-схождение необходимо выполнять регулярно, так как при эксплуатации транспортного средства происходит износ элементов подвески, что приводит к изменению углов колес.

Зачем регулировать углы установки колес?

Правильно выполненный сход-развал напрямую влияет на безопасность езды. От угла расположения колес зависит отзывчивость управления и равномерность износа покрышек. Чтобы обеспечить безопасность езды, водителю придется прилагать значительные усилия для корректировки движения.

Когда необходимо проводить развал-схождения?

Для обеспечения безопасности вождения и предотвращения преждевременного износа шин посещать сервисный центр для проведения сход-развала необходимо каждые 30000 км пробега. С целью профилактики следует проверить угол колес после длительной езды по бездорожью, попадания в яму или незначительного ДТП. Из-за механических воздействий происходит повреждение/сдвиг деталей подвески, что приводит к разбалансировке колес.

Сход-развал рекомендуется проводить после замены основных компонентов ходовой части транспортного средства. Данная процедура гарантирует правильность размещения колес, что положительно отражается на безопасности эксплуатации автомобиля.

Нужно незамедлительно обратиться в сервисный центр для выполнения сход-развала при следующих признаках:

  • Автомобиль ведет в сторону при движении по прямой дороге.
  • Быстрый и неравномерный износ покрышек.
  • Рулевое колесо после поворота самостоятельно не возвращается в исходное положение.
  • Снижение курсовой устойчивости на высокой скорости.
  • Авто нестабильно ведет себя в колее.
  • Увеличился расход топлива.
  • Ухудшение отклика от руля.
  • На рулевом колесе ощущается вибрация и биение.

зачем делать сход-развал

Виды регулировок: что нужно знать

Простыми словами, развалом называют угол расположения колес относительно дорожного покрытия. Когда угол имеет отрицательное значение, тогда колеса расположены «домиком», а при положительном – наружу.

Схождение представляет собой угол между траекторией движения и плоскостью вращения колес. Если наблюдается положительное значение, тогда передняя сторона шины направлена вовнутрь к продольной центральной оси авто. При отрицательном значении покрышки направлены наружу. Нулевой показатель обеспечивает параллельное расположение колес.

Кастер и его роль в устойчивости авто

Кастер является углом между осью поворота колес и вертикалью. Если имеется отрицательное значение кастера, тогда верхние стойки направляются вперед, а колесо назад. При положительном угле все производится наоборот. В таком случае автомобиль будет уверенно ехать по дороге без кренов и с комфортом преодолеет любые неровности дорожного покрытия.

При регулировке угла колес кастеру отводится повышенное внимание, так как он напрямую влияет на управляемость автомобиля. Большой угол обеспечивает мгновенную реакцию колес на поворот руля.

Как проходит процедура сход-развала?

Сход-развал предусматривает комплексные действия для проверки и настройки углов колес. Перед началом регулировки угла колес транспортное средство необходимо правильно подготовить. Потребуется полностью освободить багажник и салон машины от вещей. Делается осмотр колесных дисков на наличие повреждений. Подвеска должна стабильно работать.

Затем проводится диагностика ходовой части автомобиля. Все детали подвески и части кузова внимательно осматриваются специалистом. Развал-схождение выполняется в сервисном центре с помощью оптических, лазерных и компьютеризированных стендов. В зависимости от типа подвески используется соответствующее оборудование. Углы расположения колес регулируются спереди и сзади. При ремонте задней подвески процедуру можно не проводить на авто с зависимой/полузависимой подвеской. В случае проведения ремонта независимой подвески сделать сход-развал нужно обязательно.

Особенности процесса развал-схождения:

  • Транспортное средство фиксируется на стенде. На колесах размещаются адаптеры-мишени.
  • Проводится диагностика с использованием сверхточных датчиков. Определяется расположение колес относительно кузова машины.
  • На основании полученной информации специалист устраняет недочеты подвески. Регулировка выполняется следующих показателей: угол схождения и развала (передняя/задняя ось).
  • Сравнение с эталонными показателями.
  • Вначале регулируется кастер.
  • Настройка угла осуществляется с применением специальных узлов, находящихся в конструкции подвески. Затем корректируют развал и в конце вносят изменения в схождение.

Необходимо добиться значения развала и схождения около нуля (при нахождении в салоне машины одного человека).

процедура развал-схождения

Что будет, если не делать регулировку?

Если не делать схождение-развал, тогда быстро и неравномерно изнашиваются покрышки. При отрицательном развале происходит износ протектора с внутренней стороны, а при положительном – изнашивается внешняя часть. Некорректная регулировка угла колес является главной причиной износа резины. Неравномерность стирания превращает протектор в пилу.

Неправильно выставленные углы ухудшают управление транспортным средством. Возникают проблемы при маневрировании и вхождении в поворот. Автомобиль будет смещаться с траектории движения, что особенно заметно при разгоне и торможении.

Можно ли выполнить сход-развал самостоятельно?

В период СССР регулировкой угла колес занимались автовладельцы самостоятельно. Процедура выполнялась с помощью отвесов, уровня и обычной нитки, так как правильная установка угла является кропотливой работой и требует высокой точности. Качественно сделать работу без специального оборудования не получится. Для выполнения корректной регулировки параметров потребуются стопоры, плоская поверхность и проведение комплексной диагностики подвески.

Большинство автовладельцев не могут себе этого позволить. Без соблюдения правильного алгоритма действий можно усугубить ситуацию и сделать множество ошибок, которые негативно отразятся на эксплуатации автомобиля. Некорректно сделанный развал-схождение приводит к быстрому износу покрышек и ухудшает управление, что может стать причиной возникновения аварийной ситуации на дороге.

В каких случаях регулировка не поможет?

Процедура регулировки угла колес не принесет желаемого результата при сильных повреждениях подвески и кузова, а также неравномерном износе протектора резины. В таком случае сначала ремонтируется ходовая часть, меняются покрышки и делаются кузовные работы. Только после этого специалист сможет произвести корректную регулировку.

Итоги: как часто проверять углы колес?

Для безопасной езды на машине в различных условиях рекомендуется выполнять регулировку угла наклона колес каждые 20-30 тысяч км пробега или 1-2 раза в год. При высоких нагрузках и частой езде по дороге с ямами и неровностями посещать сервисный центр потребуется чаще.

Нужно учитывать, что сход-развал не всегда позволяет устранить причину ведения автомобиля в сторону. Это может происходить из-за повреждений кузова или серьезных поломок ходовой части. Чтобы обеспечить правильность угла колес, необходимо устранить имеющиеся проблемы с кузовом и подвеской. Приведение главных параметров ходовой части позволит выправить колеса.

Правильно выставленный угол наклона колес гарантирует:

  • Отзывчивое управление.
  • Отличную маневренность.
  • Максимальное пятно контакта шины с асфальтом.
  • Стабильную устойчивость на разном типе дорожного покрытия.
  • Снижение расхода топлива и медленный износ резины.
  • Легкое взаимодействие с рулевым колесом.

Для обеспечения образцовой управляемости и стабильной устойчивости авто на дороге за счет лучшего сцепления колес с покрытием следует регулярно выполнять развал-схождение в специализированном сервисном центре. Также данная процедура повышает эксплуатационный ресурс подвески.

Записаться на сервис


Изображения взяты с Freepik