28 июля 2024
Химические реагенты, соль, грязь, влага оказывают негативное влияние на элементы кузова и детали автомобиля. Это приводит к образованию ржавчины или полному разрушению металла. Чтобы увеличить срок службы машины, используют специальный антикоррозийный состав.
Понятие коррозии
Коррозия – самопроизвольный процесс разрушения металлов и сплавов. Поверхность с явными признаками ржавчины становится более хрупкой, тонкой и ломкой. Для ее защиты проводится антикоробработка, которая защищает днище автомобиля. Специальный состав замедляет, останавливает процесс коррозионного разрушения.
Способы защиты от коррозии
Лакокрасочное покрытие автомобиля является основной защитой кузова. Металлические элементы покрыты слоем краски, поверх которой наносят укрепляющий лак. Оба вещества защищают металл от разрушающего воздействия влаги, других реагентов.
Для предотвращения коррозийного разрушения И ДЛЯ ЗАЩИТЫ днищА автомобиля используют следующие способы:
- Антикоррозийная обработка авто – распространенная технология, которая эффективно защищает поверхность металла от влаги и агрессивных веществ. Наиболее уязвимые участки и элементы покрываются специальной краской или маслами.
- Оклейка элементов полимерными материалами или пленкой. Современные модели автомобилей защищены от коррозии специальными пленками. Они наклеиваются на определенные участки кузова.
- Предварительная зачистка и обработка элементов от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Такая технология позволяет добиться более эффективного сцепления защитного покрытия с металлом.
Антикоррозийная обработка сохранит презентабельный вид автомобиля и продлит срок его службы.
Причины коррозии
Одна из частых и наиболее распространенных причин развития коррозии – наличие сколов и царапин на кузове автомобиля. Они нарушают защитное лакокрасочное покрытие, и частицы кислорода вступают в реакцию с металлом. Помимо этого, сколы появляются при активной езде, столкновении с другими металлическими предметами (тележки супермаркетов, самокаты).
Влияние окружающей среды
В осенне-зимний период лакокрасочное покрытие автомобилей вступает в реакцию с дорожными реагентами. Смесь из соли, грязи, снега налипает на колесных арках, порогах и брызговиках, что также ускоряет процесс развития коррозии.
Влияние эксплуатации автомобиля
Некачественная мойка транспортного средства приводит к образованию ржавчины. Если на кузове имеются сколы, то не стоит подносить близко пистолеты, подающие воду под высоким давлением. Попадание капель воды под лакокрасочное покрытие ускорит развитие коррозии. Кроме того, гидроудары разрушают покрытие.
В осенне-зимний период автомобиль нуждается в качественной мойке. Его необходимо мыть специальным шампунем, чтобы полностью очистить поверхность кузова от реагентов и соли. После высыхания покрытие транспортного средства необходимо обработать воском или защитным составом.
В некоторых случаях коррозия металла возникает в результате конструктивных особенностей определенной модели автомобиля. Это касается машин с пластиковыми или резиновыми накладками, под которыми скапливается мелкодисперсная пыль и грязь.
Наиболее подверженные коррозии участки автомобиля
Задняя часть кузова наиболее подвержена коррозии. Это связано с тем, что во время езды песок, гравий, реагенты, вода попадают под колесные арки, нишу запасного колеса, заднее место крепления подрамника и подвески.
Помимо этого, к слабым и уязвимым местам машины относят:
- Сварочные швы и кромки в районе капота, двери багажника, стоек, порогов, дна, а также на внутренней стороне дверей. В этих местах в автомобиле скапливается влага, что приводит к образованию ржавчины, гниению металла.
- Места соединения металлических элементов с деталями, выполненными из других материалов. К ним относят участки крепления молдингов, ручек и замков, порогов, силовых агрегатов, радиаторной решетки к кузову.
- Днище, элементы подвески, все подкузовные детали.
- Внутренние элементы кузова, которые плохо проветриваются. К ним относят: пол в салоне машины, водосточные желоба, внутренние элементы кузова. Все эти участки практически не видимы и труднодоступны, что усложняет своевременное выявление ржавчины.
Багажник в автомобиле также подвержен коррозии. Капли дождя и частицы грязи сначала скапливаются на его крышке, а затем стекают по кромке. В результате вокруг шильдов, фонарей, дополнительных стоп-сигналов образуется коррозия.
Как понять, что пора делать антикоррозийную обработку
Антикорсостав для обработки днища автомобиля рекомендуют использовать каждые 2-3 года. За этот промежуток времени лакокрасочное покрытие трескается и изнашивается. Визуально автомобиль может находиться в хорошем состоянии, а днище будет разрушаться коррозией.
Антикоррозийную обработку проводят в следующих случаях:
- появление характерных признаков коррозии на лонжеронах, порогах, колесных арках;
- замена кузовных элементов сопровождается нарушением целостности защитного покрытия;
- активная эксплуатация, длительное воздействие ультрафиолета;
- последствия ДТП – появление царапин, вмятин, сколов.
В соответствии с действующим законодательством, с 2021 года все автомобили, которые выставлены на продажу в салоне, должны быть покрыты антикором.
Визуальные признаки
Чтобы своевременно выявить очаги развития коррозии, необходимо своевременно проходить технический осмотр. К визуальным признакам коррозионных процессов относят:
- изменение цвета лакокрасочного покрытия, появление эффекта патины;
- появление нехарактерных мелких точек указывает на глубокое поражение металла;
- появление неравномерных, растянутых пятен различных цветов и размеров;
- наличие сквозных отверстий с рваными краями.
Антикоррозийную обработку следует проводить в профилактических целях до появления коррозии на днище и других элементах кузова автомобилей.
Проверка состояния кузова
Диагностика коррозии – один из наиболее надежных и проверенных способов подержания транспортного средства в хорошем состоянии. Процесс проверки состояния кузова включает следующие этапы:
- тщательный визуальный осмотр кузова;
- осмотр участков, контактирующих с влагой, солью, реагентами – днище и крылья;
- осмотр тормозной магистрали, ручного тормоза, картера двигателя;
- осмотр скрытых полостей и стыков;
- выявление темных пятен на лакокрасочном покрытии;
- выявление механических повреждений – царапин, сколов, трещин.
Если на металле обнаружены следы расслоения краски, то их необходимо удалить.
Нужна ли антикоррозийная обработка авто
Нанесение антикоррозийного защитного состава – сложный технологический процесс, который улучшает долговечность металлических элементов. Необходимость нанесения защитного покрытия зависит от следующих факторов:
- Качество дорожного покрытия. Наличие выбоин, неровностей, агрессивных веществ и реагентов приводит к повреждению лакокрасочного покрытия, нанесению защитных составов.
- Климатические особенности. Эксплуатация автомобилей в регионах, где преобладает холодный и влажный климат, приводит к необходимости антикоррозийной обработки. Нанесение антикора для авто защитит днище от коррозии.
- Срок службы. Отсутствие периодического осмотра часто приводит к необходимости ремонта кузова. После него требуется обработка антикорсоставами.
- Материал кузова.Металлические элементы, в отличие от алюминиевых, композитных, подвержены коррозии, поэтому их нужно обрабатывать специальными составами.
- Рекомендации производителя, требования к эксплуатации. Обработку металлических элементов антикором выполняют в соответствии с рекомендациями, которые содержатся в технической документации.
Современные модели машин имеют заводскую антикоробработку, которая защищает днище от разрушающего воздействия влаги, химических реагентов. Необходимость в дополнительной защите определяется на основании условий эксплуатации и рекомендаций специалистов СТО.
Новые автомобили
В антикоробработке нуждаются не только старые, но и новые автомобили. Если владелец транспортного средства планирует надолго сохранить его в хорошем состоянии, то обработка антикором обязательна. Специальное средство защитит от негативного воздействия внешних факторов, предупредит образование коррозии, сэкономит деньги, время на ее устранении.
Автомобили с пробегом
Антикор для автомобиля с пробегом имеет смысл, если защитное средство наносят своевременно и с учетом технических особенностей модели. Он не только сохранит презентабельный вид, но и продлит срок эксплуатации. Обработка антикором будет стоить в разы дешевле, чем ремонт.
Плюсы и минусы антикоррозийной обработки
Обработка машины имеет явные преимущества и незначительные недостатки.
Преимущества антикоробработки:
- эффективная длительная защита от коррозии замедляет процесс разрушения металла;
- экономия денежных средств на дорогом ремонте, связанным с покупкой новых деталей или их восстановлением;
- сохранение презентабельного внешнего вида машины.
Несмотря на явные преимущества антикоррозийной обработки, существуют некоторые минусы. К недостаткам относят:
- дополнительные траты на обслуживание автомобиля;
- необходимость в регулярном обслуживании – в процессе эксплуатации антикор теряет физико-эксплуатационные свойства и требует обновления;
- качество нанесения покрытия. Выполнять антикоробработку должны опытные мастера. Иначе не избежать очагового поражения металла.
Если обработка днища антикорсоставом выполнялась в кустарных условиях, без соблюдения технологии, то добиться требуемого результата не получится.
Как выбрать антикор для автомобиля
Выбор антикора для обработки дна машины зависит от модели, климата, условий эксплуатации. Чтобы подобрать подходящий состав, учитывайте следующие нюансы:
- наличие сертификатов качества, которые подтверждают соответствие состава действующим стандартам, рекомендациям производителя;
- тип антикора – пленка, аэрозоль, масло, жидкий воск, специальная жидкость;
- климат – специфические климатические условия требуют более тщательного подбора антикорсостава;
- стоимость – не всегда дорогой антикор для днища является эффективным, надежно защищает от ржавчины;
- производитель – материалы брендов обеспечивают эффективную защиту от коррозии;
- тестирование продукции перед покупкой (если это возможно) – на невидимый участок нанести незначительное количество состава. Если реакции и изменений нет, то материал подходит для обработки.
Перед покупкой антикоров для автомобиля следует проконсультироваться с профессионалами. Это позволит учесть важные нюансы.
Типы антикоров
Средства для антикоррозийной обработки автомобилей отличаются по составу. Антикоры бывают следующих типов:
- Химические – имеют наиболее активный состав, наносится непосредственно на ржавчину.
- Мастично-битумные – барьерные составы, которыми покрываются наиболее уязвимые участки дна и кузова. Их наносят на заранее подготовленную поверхность, дожидаются полного высыхания.
- Масляные – такими составами обрабатывают скрытые полости. Они хорошо заполняют швы и дефекты, образуя прочную защитную пленку.
- Составы на основе каучука, поливинилхлорида или полимерных материалов требуют тщательного подбора.
Какой антикор лучше для авто поможет выбрать мастер СТО или опытный консультант.
Рекомендации по выбору
Выбирая антикор для обработки уязвимых мест машины, учитывайте климатические условия. В регионах с повышенной влажностью, частыми осадками рекомендуется использовать битумные мастики и эпоксидные составы. Они отличаются повышенной прочностью, стойкостью к воздействию климатических факторов.
Важно учитывать техническое состояние машины. Для новых машин подходят средства, не требующие агрессивной подготовки кузова. Для защиты от коррозии авто с пробегом лучше использовать составы с хорошими проникающими свойствами.
Что понадобится для антикоррозийной обработки
Выполнять антикоррозийную обработку автомобиля лучше в специализированном автосервисе, который оснащен необходимым оборудованием, инструментом, материалом. Для доступа к дну понадобится смотровая яма или подъемник.
После визуального осмотра автомобиль отправляют на мойку для очистки дна и колесных арок от загрязнений. Для этого понадобится оборудование для бесконтактной мойки и специальные химические составы для тщательного удаления грязи. Прежде, чем нанести антикор, поверхность просушивают и обезжиривают. Для сушки используют тепловые пушки, фены, пылесосы.
Необходимые материалы
Для обезжиривания используют ацетон или уайт-спирит. Эти средства обеспечивают оптимальное сцепление антикора с кузовом. Для дополнительной механической очистки подходит преобразователь ржавчины на основе ортофосфорной кислоты. Если на металле видны характерные черные точки, то понадобится эпоксидный грунт. Он препятствует доступу кислорода, останавливает коррозийные процессы.
Инструменты
Для продувки труднодоступных полостей машины от пыли и влаги понадобится компрессор с пневмопистолетом. Пистолет для обработки пораженной ржавчиной поверхности подбирают исходя из антикорсостава. Он бывает трех типов:
- универсальный;
- для антигравия, антишума;
- для восковых основ.
Нанесение антикора на днище автомобиля методом распыления осуществляется с помощью насоса с пневматическим приводом.
Этапы антикоррозийной обработки
Антикоробработка машины– это процесс предотвращения или минимизации повреждения металла машины коррозией, которая может возникнуть из-за воздействия влаги, соли на дорогах, агрессивных химических веществ и других факторов окружающей среды. Он включает несколько этапов.
Подготовка автомобиля
Обработку начинают с подготовительных работ. В арках, лонжеронах, дверях предусмотрены дренажные и технологические отверстия, которые закрыты заглушками. Их демонтируют и проверяют внутренние полости на наличие песка и грязи. Загрязнения удаляют, поверхность очищают и высушивают. Позже в эти отверстия заливают антикор.
При необходимости демонтируют отражатели и глушитель, а двигатель, тормозные диски, колодки, электрические разъемы укрывают пленкой. После мойки и сушки, оценивают степень поражения металла коррозией, составляют дефектную ведомость. В ней указывают тип антикора, способ его нанесения.
Нанесение антикора
Защитный состав наносят в 2-3 слоя, толщина каждого из них составляет не более 250-300 мкм. Во время обработки в помещении должно быть сухо, температура не менее +150С. Для нанесения средства используют компрессор или малярную кисть. Распыление обеспечивает более глубокое проникновение антикора в автомобиль, равномерное его распределение по кузову.
Скрытые полости обрабатывают через технологические отверстия с помощью гибкой трубки со специальной насадкой. Это позволяет распылить антикоррозийный состав на 3600. После обработки автомобиль сохнет 24 часа.
Как нанести антикор самому
Самостоятельное нанесение антикорсостава требует определенной сноровки и знаний. Владелец должен строго следовать рекомендациям производителя, соблюдать правила безопасности.
Пошаговая инструкция
Прежде, чем самостоятельно наносить специальное средство для обработки днища и других элементов машины, необходимо изучить инструкцию, подготовить рабочее место.
Пошаговая инструкция антикоробработки выглядит следующим образом:
- Подготовка. Транспортное средство моют, дают высохнуть. Место обработки должно быть идеально чистым, не содержать частиц грязи, пыли, машинного масла.
- Выбрать хорошо проветриваемое место. При этом нельзя наносить средство на открытом солнце, при сильном ветре.
- Средство наносят на поверхность так, чтобы он не попал на детали, которые не требуют обработки. Их накрывают защитной пленкой.
- Антикорсоставы наносятся с помощью валика, кисти или аэрозоли. Тонкий слой антикора равномерно распределяется по обрабатываемому кузову. Не допускается образование сгустков или комков.
При самостоятельной антикоррозийной обработке особое внимание уделяют труднодоступным участкам, – полостям дна. После окончания работ средство должно полностью высохнуть. Это занимает от нескольких часов до 1-2 дней.
Советы и рекомендации
После высыхания состава необходимо проверить, насколько ровное нанесенное защитное покрытие. Если обнаружены небольшие ямки или неровности, то наносится дополнительный слой, и ждут полного высыхания.
После проведенной антикоробработки рекомендуют систематически проверять состояние дна и кузова. При необходимости процедура нанесения антикора повторяется.
Стоит ли пытаться делать антикоррозийную обработку своими руками
Чтобы покрыть скрытые полости и днище антикором, необходимо строго соблюдать технологию нанесения состава, располагать необходимым оборудованием, материалами, инструментами, средствами индивидуальной защиты. Если все перечисленное есть у владельца авто, то можно самостоятельно нанести антикоррозийный состав. Также важно наличие времени. Спешить при нанесении защитных составов, материалов нельзя.
Меры предосторожности при антикоррозийной обработке
Обработка машин требует соблюдения определенных мер безопасности. Для нанесения защитных составов без негативных последствий необходимо выполнять следующие рекомендации и правила:
- работы выполняются в помещении с хорошей вентиляцией или в специальной вентилируемой палатке;
- нельзя допускать попадания антикора на электрические детали, провода и разъемы;
- не проводить обработку днища или кузова антикором, если поблизости находится открытый источник огня.
Большинство антикоррозийных составов относятся к группе легковоспламеняющихся средств. Поэтому обработка выполняется аккуратно, с точным соблюдением правил техники безопасности.
Личная безопасность
Помимо общих правил техники безопасности, при нанесении антикоррозийного состава необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- при сильном химическом запахе состава использовать защитную маску или респиратор;
- во время нанесения защитного состава использовать средства индивидуальной защиты (очки, спецодежду, перчатки);
- избегать попадания смеси на слизистую оболочку глаз и кожные покровы.
Во время антикоррозийной обработки нанесения защитного состава важно предупредить загрязнение окружающей среды.
Изображения взяты с unsplash и freepik