15 октября 2024
Первые системы рулевого управления предполагали прямую передачу мускульного усилия на рейку, изменяющую положение колёс для маневрирования и поворотов. Конечно, это значительно увеличивало нагрузку на водителя. Для современных автомобилей, вес которых зачастую измеряется не сотнями килограммов, а тоннами, такая схема категорически не подходит.
Сегодня машины комплектуются гидроусилителем руля, где применяется давление масла, нагнетаемое мощным насосом. Процесс управления автомобилем оказывается максимально комфортным и точным даже на горных серпантинах, где постоянно приходится маневрировать и вписываться в повороты. Как устроен ГУР? По какому принципу он работает?
ГУР: что это?
Гидроусилитель руля – механический комплекс, за счет которого удается увеличить усилие на руле, упростить его вращение без ухудшения отзывчивости, точности. Маневрирование оказывается максимально простым вне зависимости от скорости движения.
Первые системы были разработаны для грузового транспорта, однако, постепенно перекочевали и на легковые машины.
Устройство и принцип работы
Гидроусилитель руля состоит из следующих компонентов:
- Расширительный бачок. Он позволяет контролировать уровень масла в системе, при необходимости – пополнять его до нормальных отметок. Заливка осуществляется через крышку, контроль – при помощи отметок на корпусе или комплектного щупа.
- Фильтр. Находится внутри бачка, обеспечивает чистоту технической жидкости, задерживает металлическую взвесь, механические частицы и другие загрязнения, попадающие в систему, либо являющиеся продуктами естественного износа компонентов гидроусилителя.
- Насос. Его задача – нагнетание и поддержка оптимального давления в замкнутом циркуляционном контуре. Расположено устройство рядом с мотором, работает за счет ременного привода от коленчатого вала.
- Распределитель. Находится на рулевом валу. Когда водитель поворачивает в ту или иную сторону, распределитель фиксирует маневр и упрощает вращение руля, нагнетая масло в нужном направлении. В конструкцию устройства входит вал и поворотный золотник с полостями, по которым поступает жидкость. Целостность и жесткость детали обеспечивается торсионом.
- Шланги и патрубки. Детали, обеспечивающие герметичность контуров циркуляции, исключающие протечки, снижение уровня масла.
Работает гидроусилитель руля по достаточно простому принципу. Если руль находится в прямом положении, масло циркулирует свободно, но при маневре распределитель нагнетает его в нужную сторону, увеличивает давление в гидроцилиндре и усилие, передаваемое на вал и рулевую рейку, за счет чего колёса легко поворачиваются на необходимый угол.
Дополнительные функции
Основная задача ГУР – снижение нагрузки на водителя при управлении транспортным средством. Однако, система выполняет и ряд вспомогательных функций:
- Нивелирование вибраций, которые могут ощущаться на руле при движении по дороге с грунтовым, гравийным, поврежденным асфальтовым покрытием, переезде препятствий и неровностей, от ям и выбоин до лежачих полицейских;
- Снижение числа полных оборотов рулевого колеса, необходимых для выполнения поворота. Это положительно сказывается на управляемости, облегчает маневрирование, помогает в выполнении частых перестроений;
- Удержание транспортного средства на траектории при внезапном повреждении, например, при проколе шины. ГУР повышает общий уровень безопасности движения.
Вероятные неисправности гидроусилителя руля
Гидроусилитель руля – достаточно надежный узел, средний срок безаварийной работы – 150-200 тысяч километров пробега. Конструктивная сложность и интенсивные нагрузки, однако, увеличивают риск поломки гидроусилителя руля. Список наиболее распространенных неисправностей и их признаков выглядит следующим образом:
- Гул, шум насоса. Главная причина – износ подшипников, который может быть как естественным, вызванным старением, истечением эксплуатационного ресурса, так и вызванным внешними факторами, чрезмерным натяжением ременного привода, низким уровнем масла или его плохим качеством.
- Разгерметизация циркуляционного контура. Протечки – явления частые. Они связаны с ослаблением крепежных элементов, деформациями, износом резиновых уплотнителей, растрескиванием и разрывом шлангов.
- Снижение давления. При падении давления в системе ГУР теряет изначальную эффективность, водителю приходится прикладывать дополнительные усилия. Основная причина – недостаточный уровень масла, но дополнительно стоит проверить ремень, при необходимости – подтянуть его, осмотреть фильтр на предмет засорения.
- Заедания рулевого колеса. По достижении определенной позиции, усилие, необходимое для поворота руля, резко возрастает. Возможные причины – заклинивание клапанов или завоздушивание системы.
Что заливать в ГУР?
Заливать в гидроусилитель нужно специальные жидкости или масла, также подходящие для автоматических коробок передач. Конкретный выбор зависит от рекомендаций производителя, сорт должен быть указан в эксплуатационной инструкции.
Наиболее технологичными считаются жидкости на синтетической основе, они сохраняют текучесть в широком диапазоне температур, долговечны, устойчивы к формированию пены. Минеральные аналоги дешевле, однако, служат гораздо меньше, а на морозе – густеют, из-за чего ГУР теряет эффективность, возникает риск разрыва шлангов и патрубков. Единственным плюсом минеральных составов, помимо дешевизны, считается минимальное негативное воздействие на резиновые уплотнители. Синтетика разрушает резину, совместима только с силиконом.
Как часто менять масло в гидроусилителе руля?
Периодичность, с которой заливают масло в гидроусилитель, определяется его типом, условиями эксплуатации, нагрузками, рекомендациями производителя, обозначенными в инструкции. Минеральные составы, в среднем, приходится менять каждые 50-60 тысяч километров, синтетические – вдвое реже. Если техника используется в агрессивных условиях, сложном климате, рациональнее примерно на 30-40% сократить исходные значения.
Рекомендации по эксплуатации ГУР
Гидроусилитель руля – надежный механизм, способный выдержать пробег в 150, а то и 200 тысяч километров. Чтобы не столкнуться с преждевременной поломкой гидроусилителя руля, стоит соблюдать несколько рекомендаций:
- Контроль уровня масла в гидроусилителе рулевого колеса. Нельзя использовать автомобиль, если уровень находится ниже минимальной отметки. Снижение уровня масла указывает на разгерметизацию циркуляционного контура, впору провести осмотр ГУР, найти разрыв или трещину.
- Контроль натяжения ременной передачи. Выраженное чрезмерное или недостаточное натяжение можно определить самостоятельно, но для максимальной точности, выявления небольших проблем – следует обратиться в сервисный центр.
- Бережное отношение к ГУР. Не стоит регулярно вращать рулевое колесо до его крайних положений. Это снизит нагрузку на компоненты ГУР и поспособствует сохранению их эксплуатационного ресурса.
Рекомендованы к соблюдению и общие правила безопасности. Спокойный проезд лежачих полицейских и других препятствий, снижение скорости на дорогах низкого качества, использование качественных расходных элементов и комплектующих, фильтров, масел – все это обеспечит сохранность ГУР.
Изображения взяты с unsplash