4 февраля 2025
Антифриз или Тосол – незамерзающая жидкость, использующаяся в системе охлаждения двигателя для функционирования отопительной системы, а также обеспечивающая стабильную работу климатического оборудования и вентиляции. Дословно с английского «antifreeze» переводится как «незамерзающий».
За счет химического состава температура замерзания антифриза ниже, чем у воды, при этом температура кипения будет выше. Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам охлаждающие жидкости можно использовать по назначению независимо от времени года. Она гарантирует стабильную работу силовому агрегату при температуре окружающей среды в диапазоне от 0⁰С до -40⁰С.
Антифриз не имеет цвета, но производители добавляют в него краситель. Это требуется для обозначения марки и состава техжидкости. Окрашенное вещество сразу будет заметным в случае возникновения утечки в системе охлаждения. Также окрашенный антифриз хорошо видно в бачке, что позволяет контролировать его объем.
У антифризов разного цвета могут быть полностью идентичные составы. При их выборе необходимо отталкиваться от класса допуска. Ознакомиться с данной информации можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства или на официальном сайте производителя охлаждающей жидкости.
Антифриз имеет в составе этиленгликоль (в виде исключения допускается использование пропиленгликоля), дистиллированную воду, краситель и присадки. Благодаря сбалансированному химическому составу достигается низкая температура замерзания техжидкости. Этиленгликоль представляет собой двухатомный спирт, у которого масляная консистенция. Закипание происходит при температуре более чем 200°C. Вещество замерзает при -12°C.
Основные свойства антифриза:
- Устойчивость к низкой температуре.
- Высокая температура кипения.
- Не образовывается пена.
- Отличная текучесть.
- Защита от образования коррозии.
- Не приводит к повреждению деталей при контакте.
- Не образовывается осадок в системе.
- Безопасность для внешней среды.
Зачем нужен антифриз в автомобиле
Антифриз является рабочей жидкостью системы охлаждения двигателя автомобиля. С ее помощью происходит перенос тепловой энергии от силового агрегата к радиатору. За счет этого осуществляется процесс охлаждения. От ОЖ зависит тепловой режим мотора и срок службы компонентов системы. Компоненты антифриза задают параметры теплоемкости и рабочую температуру. Он способствует защите от образования коррозии на элементах контура, где происходит перемещение охлаждающей жидкости.
Замена антифриза производится нечасто. При эксплуатации автомобиля в условиях с резкими перепадами температуры рекомендуется менять охлаждающую жидкость раз в 2 года. Если авто старше 10 лет, тогда следует выполнять замену техжидкости один раз в год.
Виды и классификация антифриза
В зависимости от используемых присадок антифризы делятся на:
- Традиционные. Содержат фосфаты и нитриты.
- Лобридные. Органические охлаждающие жидкости. В их состав входят присадки из минеральных солей. Антифриз на протяжении длительного времени сохраняет первоначальные свойства.
- Карбоксилатные. Охлаждающая жидкость содержит моноэтиленгликоль и пакет модифицирующих присадок. Антифриз подходит для легковых автомобилей и грузовиков. Жидкость может эксплуатироваться в условиях частых перепадов температуры. Она нивелирует возникновение коррозии, не воспламеняется, не вспенивается, а также характеризуется термической стабильностью.
- Гибридные. Неорганические технические жидкости с фосфатами или силикатами в составе. Подойдут для любого типа радиатора. Обеспечивают отличное охлаждение и предотвращают возникновение очагов коррозии.
Антифриз классифицируется по маркировке:
- G11. Жидкость синего или зеленого цвета. В состав входит 50 этиленгликоля. Остальными компонентами выступает вода (40%) и присадки. Антифриз предназначен для автомобилей, которые были произведены до 1996 года.
- G12. Вещество имеет розовый или красный цвет. Основными компонентами являются этиленгликоль, вода и карбоксилат. Используемые присадки отличаются высокой теплопроводностью, обладают длительным сроком эксплуатации. Защита от коррозии – средняя.
- G12+. Розовая жидкость с карбоксилатом без силикатов в составе. Ее можно смешивать с G11 G12.
- G13. Оранжевый или желтый цвет. Органическая охлаждающая жидкость без силикатов в составе. Вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Данный антифриз является безопасным для окружающей среды и здоровья человека.
Технологии изготовления охлаждающей жидкости:
- Традиционная. Совместно с водно-гликолевым раствором используются минеральные ингибиторы, которые останавливают развитие коррозии. Устаревшая технология производства антифриза. По этому принципу изготовлен тосол.
- Органическая. Современная технология, которая начала активно внедряться с начала 2000 года. При изготовлении охлаждающей жидкости учитываются все конструктивные особенности и материалы двигателей автомобилей.
Как выбрать антифриз
В продаже имеется антифриз, полностью готовый к использованию по назначению или представленный как концентрат (нужно разбавлять водой). При покупке концентрата автовладельцу придется самостоятельно готовить охлаждающую жидкость. Для удобства и исключения ошибок в дозировке воды рекомендуется отдавать предпочтение готовому к применению антифризу. Это позволит заливать в систему охлаждения автомобиля средство с правильным химическим составом и нужной плотности.
Большинство охлаждающих жидкостей имеют в составе до 90% этиленгликоля. Остальная часть приходится на дистиллированную воду и присадки. Важно выбрать антифриз с качественными присадками. Отдавайте предпочтение известным брендам, которые активно используются многими автопроизводителями. При изготовлении такого антифриза соблюдаются все допуски, и он полностью безопасен для системы охлаждения авто.
При выборе антифриза следует обращать внимание на:
- Производителя (доверяйте проверенным маркам).
- Стоимость (качественный продукт не стоит дешево).
- Уровень защиты от очагов коррозии.
- Упаковку (тара должна быть герметичной без протечек и осадка на дне)
- Защитные свойства, которые предотвращают возникновение отложений.
- Температуру точки кипения.
- Консистенцию (при взбалтывании содержимого образовывается пена, которая исчезает через несколько секунд).
- Посторонние запахи (должен отсутствовать резкий химический запах).
- Защиту от деформаций/износа.
- Периодичность замены жидкости.
Для облегчения выбора антифриза можно купить универсальную жидкость фиолетового цвета. Она совместима с бензиновыми и дизельными моторами, а также может смешиваться с любыми антифризами. Рекомендуется покупать жидкость с высокой точкой кипения. Это гарантирует, что двигатель транспортного средства не перегреется в экстремальных ситуациях.
Что будет, если неправильно выбрать антифриз для автомобиля:
- Снижение антикоррозийной защиты или полное ее отсутствие (в контуре системы охлаждения со временем образуется коррозия).
- Деформация резиновых элементов (патрубков, сальников, уплотнительных деталей, прокладок).
- Утечка жидкости за счет отсутствия герметичности контура.
- Повреждение и износ деталей, относящихся к кривошипно-шатунному механизму.
- Попадание антифриза в камеры сгорания топливной смеси.
- Поломка подшипника жидкостного насоса.
- Неисправность термостата (циркуляция жидкости происходит по малому кругу без радиатора, что приводит к перегреву).
- Появляется осадок и снижается теплообмен (мотор перегревается).
- Забивается радиатор охлаждения отопительного оборудования.
При использовании низкокачественного антифриза автовладельцы сталкиваются с отсутствием защиты против очагов коррозии и перегревом двигателя из-за недостаточной циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Для обеспечения стабильной работы охлаждающей системы автомобиля важно не только правильно выбрать антифриз, но и своевременно его менять.
Периодичность замены охлаждающей жидкости в зависимости от ее вида:
- Силикатные. Срок эксплуатации составляет 3 года.
- Карбоксилатные. Сохраняют первоначальные свойства в течение 5 лет.
- Органические. Могут эксплуатироваться в системе без ограничений по срокам.
Вывод
Антифриз является важной жидкостью в системе охлаждения двигателя автомобиля. От нее напрямую зависит температурный режим работы силового агрегата, что отражается на его производительности и эксплуатационном ресурсе. С помощью антифриза удается поддерживать оптимальную температуру мотора. К тому же ОЖ выполняет защитную функцию, предотвращая замерзание, кипение и образование коррозии в системе охлаждения.
Изображения взяты с Freepik