Что делать, если скрипят тормоза

26 июля 2024

Часто в автомобиле сильно скрипят тормоза во время набора скорости и при остановке. Это последствие неправильного ремонта, отсутствия периодического обслуживания, установки неоригинальных запчастей.

Скрип тормозов при снижении скорости раздражает, отвлекает водителя, повышает риск попадания в ДТП. Чтобы избежать этого, необходимо периодически проводить диагностику тормозной системы, своевременно устранять возникающие проблемы.

Что приводит к шуму тормозов

Для остановки авто колодки плотно прилегают к дискам. В результате образуется вибрация, которая провоцирует появление звуков. Если элементы притерты, соприкасаются по всей площади поверхности, то скрипа или скрежета не будет. Они появляются, если колодки изношены, неправильно установлены или поврежден тормозной диск.

Почему скрипят тормоза

Колодки могут скрипеть в результате следующих факторов:

  1. Критический износ фрикционного слоя. Когда он стирается, то металлическая основа тормозных колодок трется об тормозной диск, что приводит к появлению неприятного скрипа.
  2. К скрипу приводит установка тормозных колодок, которые изготовлены из материалов низкого качества или несовместимых с дисками, установленными на машине.
  3. Попадание загрязнения между тормозным диском и тормозными колодками. Это происходит при износе фрикционного слоя или при неправильной установке элементов тормозных систем.
  4. Коррозия тормозных дисков, их неравномерный износ приводит к неплотному прилеганию к ним колодок, что провоцирует появление скрипа.
  5. К скрипу тормозных колодок приводит резкое охлаждение. Это происходит, когда машина заезжает в лужу после длительного движения. В результате металл деформируется, что приводит к неравномерному прилеганию.

Скрипят и новые тормозные колодки, пока не притрутся к тормозным дискам. Чтобы избавиться от неприятного звука, рекомендуется несколько раз резко остановиться на скорости 100 км/ч.

причины скрежета колодок

Скрежет тормозов: 5 основных причин

К скрежету тормозов приводят следующие моменты:

  1. Отсутствие смазки привело к заклиниванию цилиндра или суппорта.
  2. Деформация пылезащитного экрана в результате перегрева или неправильного ремонта. Его края загибаются внутрь, что приводит к соприкосновению с тормозным диском, когда машина тормозит, появлению скрежета.
  3. Попадание небольших камней между тормозным диском и тормозными колодками.
  4. Установка несовместимых элементов тормозной системы.
  5. Критический износ тормозных дисков и тормозных колодок.

Появление скрежета свидетельствует о необходимости проведения диагностики, обслуживания или ремонта тормозной системы машины.

Все причины проблемы

Наиболее распространенная проблема – критический износ фрикционного слоя. Причиной появления неприятного звука при остановке, когда машина трогается с места, также становится:

  • резкое охлаждение сильно нагретых тормозных колодок;
  • деформация, критический износ тормозного диска;
  • неправильная установка тормозных колодок;
  • отсутствие смазки, что приводит к заклиниванию цилиндров и суппортов;
  • колодки скрипят, если произведены из материалов низкого качества;
  • коррозия, которая приводит к неравномерному прилеганию колодок к тормозным дискам;
  • об износе тормозных элементов сообщают специальные датчики, которые называют скрипунами;
  • установка тормозных колодок, несовместимых с тормозными дисками.

Перечисленные причины скрипа тормозных колодок увеличивают риск попадания в аварию.

Подробное описание возможных проблем

Если быстро не избавиться от скрипа, который появляется во время снижения скорости, то могут возникнуть серьезные проблемы. Езда на изношенных колодках приводит к образованию на поверхности тормозных дисков дефектов в виде канавок. Они сокращают площадь прилегания колодок, что сокращает тормозной путь.

Отсутствие смазки из-за несвоевременного обслуживания ускоряет износ запчастей. Это приводит к необходимости проведения ремонта, дополнительным затратам.

Неправильная установка тормозных элементов приводит к их ускоренному износу, заклиниванию. Если между ними и тормозным диском попадает загрязнение, то это приводит к проскальзыванию, сокращает тормозной путь, увеличивает риск ухода в занос.

Если сильно разогретые колодки попадают в лужу, то в результате резкого охлаждения их форма деформируется. После этого они неплотно прилегают к дискам, что негативно влияет на торможение.

Особенности фрикционной накладки

Это элемент, создающий тормозное усилие за счет трения, которое возникает в результате соприкосновения с поверхностью диска. Фрикционные накладки поглощают кинетическую энергию, что приводит к остановке машины. Они отличаются повышенным коэффициентом трения, повышенной устойчивостью к износу.

Фрикционные накладки изготавливаются из разных материалов, которые обладают определенными свойствами. Асбестовые элементы характеризуются устойчивостью к тепловым нагрузкам, отличаются высокими фрикционными свойствами. Но они наносят ущерб здоровью людей, окружающей среде, поэтому не производятся.

Высокими фрикционными свойствами отличается сочетание металлов стали, меди или железа, с добавлением графита и других компонентов. Такие накладки эффективно отводят тепло.

Органические фрикционные элементы изготавливаются из волокон, смол, неасбестовых материалов. Они мягче металлических, работают тихо, но изнашиваются быстрее. Накладки производятся из керамических волокон, наполнителей, металлических включений. Они создают высокие тормозные усилия, устойчивы к износу, но стоят дороже.

Выбор материала фрикционных накладок зависит от множества факторов, включая тип транспортного средства, условия его эксплуатации, стиль вождения.

Тормозные колодки и диски несовместимы

Производители подбирают состав для фрикционных накладок, которые совместимы с оригинальными дисками. Это исключает возникновение скрипа при правильной установке. При несовместимости материалов тормозные элементы быстро изнашиваются, не создают достаточных тормозных усилий.

Нужно обращать внимание на размер колодок. Если он не соответствует суппорту, размеру диска, то с установкой возникнут проблемы, существенно возрастает риск заклинивания.

Колодки установили неправильно или облили технической жидкостью

Чтобы колодка хорошо прилегала, нужно ее правильно установить. Для этого рекомендуется обратиться к опытным мастерам. Профессиональная замена будет выполнена аккуратно, исключит попадание на поверхность технической жидкости, обеспечит эффективность торможения.

Колодки абсолютно новые

Даже новые, правильно подобранные и установленные тормозные колодки приводят к появлению посторонних звуков из-за того, что они не притерты. Для решения проблемы с колодками нужно несколько раз резко затормозить на скорости не больше 100 км/ч.

Устранить скрипы можно, выполняя следующие действия:

  • жмите на тормоза со средним усилием;
  • нажимайте на педаль, когда колодки не сильно нагреты;
  • зажимайте педаль плавно, не менее чем на 3 секунды;
  • при каждом снижении скорости плавно набирайте скорость.

Правильная притирка тормозных элементов скрипы будут быстро устранены, продлится их срок эксплуатации.

Поверхностная коррозия на тормозных элементах

Образовавшаяся на поверхности дисков ржавчина ускоряет износ колодок. Она снижает эффективность сцепления, приводит к скрипам тормозов при торможении. Проблема устраняется заменой или протачиванием дисков.

износ колодок

Тормозные диски и колодки перегреваются

К перегреву тормозных элементов приводит частое, резкое нажатие тормозов. Это приводит к их деформации, появлению скрипов. Признаком перегрева является проваливание педали при снижении скорости, ее срабатывание после второго нажатия. Для устранения проблемы остановитесь, подождите, пока остынут колодки. Ни в коем случае колодки нельзя охлаждать, поливая водой.

На колодках есть скрипуны

Производители размещают на колодках механические датчики износа, которые называются скрипунами. Это согнутая металлическая пластина. Один ее конец закреплен на основании колодок, второй выходит за ее пределы. В результате износа фрикционных накладок колодка соприкасается с диском, что приводит к появлению скрежету. Они сообщают о необходимости замены колодок.

Особенности конструкции тормозной системы

Тормозные системы автомобилей состоят из нескольких ключевых узлов:

  1. Колодки и диски, которые поглощают кинетическую энергию.
  2. Главный тормозной цилиндр, который регулирует давление технической жидкости в системе.
  3. Усилитель тормоза. Увеличивает усилия, прилагаемые при нажатии на педаль во время снижения скорости.
  4. Суппорты. Они отвечают за прижатие колодок к диску.

Все тормозные элементы должны быть исправными для обеспечения эффективного торможения.

конструкция тормозной системы

Практические советы

Проверенные на практике советы помогут быстро избавиться от посторонних звуков, которые появляются при нажатии на тормоза. Их выполнение повысит комфорт и безопасность управления автомобилем.

Как избавиться от неприятного звука при торможении

Лучше не допускать появление скрежета. Для этого нужно периодически проводить диагностику элементов тормозных систем, выполнять замену изношенных тормозных дисков, колодок, а также:

  • устанавливать оригинальные колодки;
  • периодически смазывать узлы;
  • удалять грязь, скопившуюся между дисками и колодками;
  • использовать специальные накладки, которые размещаются между колодкой и поршнем суппорта;
  • протачивать диски для устранения борозд, неровностей на поверхности.

Избавит от проблемы правильная установка колодок.

Скрипят колодки после замены

Если после замены колодка издает скрип, то причина появления неприятного звука не обязательно неправильная установка. Часто к этому приводит отсутствие притирки. В таком случае поможет плавное нажатие на педаль в течение 3 секунд после разгона до 60-70 км/ч. Также можно несколько раз резко нажать на тормоза после набора скорости до 100 км/ч.

Скрип или скрежет при движении

Причина появления скрипов, скрежета тормозов при движении – заклинивание цилиндра, суппортов. Зачастую это результат ошибок, совершенных во время ремонта, отсутствие своевременного технического обслуживания. Еще одна причина появления скрежета – колодка сместилась. К этому приводит установка колодки, несовместимой с моделью автомобиля, небрежная фиксация.

Для устранения скрежета нужно определить причину, что требует проведения диагностики. Снимите колеса автомобиля, осмотрите суппорты, диски, оцените степень износа колодок, проверьте наличие люфтов. Если не времени и навыка в устранении скрипов тормозов, то обратитесь к специалистам.

Технические аспекты

С развитием технологий устройство тормозных систем становится сложнее. Поэтому устранение неисправностей, скрипов требует знания специфических аспектов, использования профессионального оборудования. Поэтому зачастую недостаточно заменить колодку или диск для устранения неисправности.

Как устроены тормоза современного авто

В современной машине тормозная система комплектуется электронными элементами, которые повышают ее эффективность. Система ABS исключает блокировку колес, что может привести к заносу. Она состоит из датчиков и модуля управления, который отвечает за регулировку тормозных усилий. Для ремонта, замены этих элементов нужны специальные навыки и оборудование.

Система распределения тормозных усилий или EBD предупреждает заносы во время прохождения поворотов, при движении по смешанному покрытию. Она состоит из датчиков скорости вращения колес, клапанов тормозной магистрали и блока управления. Зачастую он общий для всех электронных систем, повышающих эффективность торможения.

Заключение

Для повышения комфорта, безопасности управления автомобилем, сохранения тормозной системы в исправном состоянии нужно выполнять несколько рекомендаций. Меняйте тормозную жидкость не реже одного раза в 3 года. Она должна соответствовать модели автомобиля. Каждую неделю проверяйте уровень тормозной жидкости.

Следите за появлением подтеков в районе суппортов. К этой проблеме может приводить разгерметизация системы. Также нужно периодически проверять крепление главного цилиндра. Контролируйте зазор между колодкой и диском.

Не игнорируйте индикаторы на панели приборов. Они сообщают о проблемах с электроникой. Периодически проверяйте, насколько стерта каждая колодка, наличие повреждений на поверхности дисков.

FAQ

Обязательно причиной скрежета является проблема с колодками?

Нет, провоцировать появление неприятного звука могут не только колодки, но и множество других факторов. Поэтому не стоит спешить менять колодку, лучше провести диагностику.

Можно восстановить тормозную колодку?

Нет, при износе фрикционного материала, деформации выполняется полная, попарная замена.

Что делать, если на колодку попала техническая жидкость?

Ее нужно смыть с колодки с помощью специального состава. Можно использовать ацетон или технический спирт.

Нужно ли менять колодку после установки нового тормозного диска?

Если меняется тормозной диск, то рекомендуется устанавливать и новую колодку.

Почему подклинивают суппорта?

Зачастую к подклиниванию суппортов приводит заедание колодок. К такой проблеме также приводит разбухание манжетов, деформация трубок, скопление загрязнения на направляющей.

Вывод

К скрипам и скрежету зачастую приводят проблемы, которые кроются в колодках и дисках. Устранить их можно своими силами или обратиться к опытным мастерам. Но нужно помнить, что тормозная система автомобиля состоит из различных узлов, комплектуется электроникой. Все компоненты, а не только колодка, требуют периодической диагностики, обслуживания и ремонта.

Записаться на сервис


Изображения взяты с unsplash