4 февраля 2025
Внушительные габариты, крупные колеса, массивный кузов, просторный салон – все эти черты характерны для кроссоверов и внедорожников, из-за чего возникает путаница. С точки зрения внешнего вида, автомобили близки, однако, значительно разнятся конструктивно и по эксплуатационной специфике. Чем отличается кроссовер от внедорожника? Как сделать правильный выбор, о котором не придется жалеть впоследствии?
Немного истории
История внедорожников продолжается уже больше сотни лет. Первые модификации появились в начале прошлого века, основными заказчиками стали армейские ведомства, нуждающиеся в простых, максимально надежных автомобилях, укомплектованных прочными кузовами и системами полного привода, обеспечивающими проходимость на любых грунтах и дорогах. Спрос на машины резко увеличился во времена Второй мировой, а классическим примером можно считать “Виллис”, активно поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.
Из силовых структур внедорожники проникли и в гражданские отрасли, любимы путешественниками, рыбаками, охотниками, регулярно выбирающимися в труднодоступную местность, используются курьерскими, почтовыми службами на наиболее сложных маршрутах. Примеры: УАЗ, от “Буханки” до “Патриота”, Toyota Land Cruiser, Land Rover Discovery, Jeep, Mercedes G-класса.
История кроссоверов не столь богата и продолжительна. Их появление датировано последним десятилетием XX века. Это универсальные автомобили, обладающими чертами как внедорожников, так и универсалов, седанов. Они позволяют водителю уверенно чувствовать себя в городе, при этом справляются с грунтовыми дорогами, раскисшими после дождя, снежными завалами, подходят для выездов на природу. В откровенно дикой местности, впрочем, их лучше не использовать. Примеры: Toyota RAV4, считающийся основоположником всего класса SUV, Renault Duster, Mitsubishi Outlander, Honda CR-V, SsangYong Kyron и другие.
Кроссоверы и внедорожники: сравнение
Подробное сравнение основных технических, эксплуатационных особенностей поможет понять, чем отличаются эти классы друг от друга. Нужно оценить все характеристики, от геометрии и конструкции кузова до оснащения ходовой части, подвески, вспомогательных функций.
Кузов
Классический внедорожник имеет рамную конструкцию. Прочная стальная рама выполняет основную несущую функцию, обеспечивает продольную и поперечную жесткость, что упрощает буксировку, преодоление серьезных препятствий, ухабов, крупных валунов, ям, канав. Все уязвимые элементы закреплены на раме и скрыты в ней, так что можно не переживать по поводу случайного повреждения.
Для большинства кроссоверов характерна интегрированная конструкция, где несущая функция возложена на кузов. Данная схема упрощает производство, снижает цену транспортного средства, уменьшает массу, что положительно отражается на точности управления, помогает экономить топливо. Основной минус – меньшая приспособленность для нагрузок, характерных для сурового бездорожья, так что сферу эксплуатации кроссоверов рациональнее ограничить грунтовками и, как максимум, укатанными лесовозными дорогами.
Геометрическая проходимость
Разницу можно понять по нескольким параметрам:
- Угол въезда. Определяется дорожным просветом, то есть зазором между дорогой и нижней точкой транспортного средства, и передним свесом. Чем больше угол въезда – тем круче горка, на которую сможет взобраться автомобиль. Среднее значение для внедорожников – 45-50 градусов, кроссоверов – 30-36.
- Угол съезда. Аналог предыдущего показателя для заднего хода. У Toyota Land Cruiser он составляет около 45 градусов, в зависимости от версии, тогда как у SUV Toyota RAV4 – всего 20.5.
- Глубина брода. Определяет глубину водной преграды, которую автомобиль преодолеет без риска гидроудара мотора, проникновения воды в салон. Определяется дорожным просветом, особенностями расположения воздухозаборников, дефлекторов. У внедорожников параметр доходит, в среднем, до 70 сантиметров, у кроссоверов – до 50.
Клиренс
В русскоязычной литературе – “дорожный просвет”. Параметр относится к предыдущей группе, однако, он крайне важен, а потому требует более подробного изучения. Зависимость проста: чем больше дорожный просвет, тем увереннее можно чувствовать себя на бездорожье, преодолевать броды, крупные валуны, рвы, ямы. На внедорожнике Lexus LX таковой составляет 22.5 сантиметра, на кроссовере Lexus RX – 18.5.
Трансмиссия
Коробка передач классических внедорожников должна быть максимально адаптирована к движению по пересеченной местности. Лучше всего этому требованию отвечает МКПП. Механика требует от водителя постоянных манипуляций с рукояткой и педалью сцепления, однако, помогает на 100% раскрыть крутящий момент, не застрять в сугробе или грязи. Также могут быть предусмотрены следующие функции:
- Блокировка дифференциала. Если одно колесо буксует, весь крутящий момент идет на другое, что позволяет “вытянуть” застрявший автомобиль без посторонней помощи и лебедки.
- Пониженная передача. Колеса вращаются медленно, но с максимальной тягой. Функция, включить которую нелишне на самых сложных участках, песчаных, заснеженных.
Главная стихия кроссоверов – город, поэтому вместо МКПП чаще используют автоматы или вариаторы, благодаря которым водитель более комфортно чувствует себя в плотном потоке или пробке, ему не нужно постоянно выжимать педаль сцепления, перескакивать с передачи на передачу. Полный привод на таких автомобилях работает не постоянно, а активируется по мере необходимости, что снижает топливный расход.
Подвеска
Кроссовер, как правило, комплектуется независимой подвеской, достаточно мягкой, отлично подходящей для асфальтированных и хорошо обслуживаемых грунтовых дорог. Она обеспечивает плавность хода, комфорт водителя и пассажиров, точность управления, сводит к минимуму крены при прохождении крутых поворотов на высокой скорости. Для бездорожья, однако, конструкция подходит не лучшим образом – особой прочностью она не отличается и в режиме максимальных нагрузок быстро придется столкнуться с заменой амортизаторов, стоек.
Внедорожник – другое дело. Стандартный вариант – зависимая подвеска. Она жестче, но гораздо прочнее и надежнее. Можно не опасаться поломки даже на пересеченной местности, где на каждом метре встречаются крупные валуны, корни деревьев, ямы.
На современных моделях можно встретить адаптивные настраиваемые подвески. Их можно сделать жестче или мягче, приспособить к особенностям дорожного покрытия, манере езды, скорости. Например, в них доступен спортивный режим для загородной асфальтированной трассы или “snow” – для заснеженной грунтовки.
Двигатель
Внедорожник нельзя представить без мощного двигателя. Автомобиль тяжелый, вдобавок ему приходится сталкиваться с серьезными нагрузками. Мощность зачастую превышает 200, а то и 250 лошадиных сил, так что автолюбителю нужно морально настроиться на внушительный топливный расход. Неплохой вариант – дизельный мотор. Он дает максимум тяги уже на малых оборотах, что недоступно бензиновому аналогу.
На кроссоверах чаще встречаются бензиновые ДВС мощностью около 150-200 лошадиных сил. Топливный расход несколько ниже, работа – тише, реакции на нажатия педали газа – четче.
Помимо мотора, нужно отметить и особенности размещения воздухозаборников. Чтобы автомобиль не “захлебнулся” при преодолении брода, они должны находиться как можно выше, вплоть до шноркелей, вынесенных к крыше.
Подведение итогов
Оба класса автомобилей порадуют безопасностью, просторным салоном. Однако они совершенно разные по спецификации, так что при выборе нужно учитывать условия использования. Для поездок по городу, выездов на пикник или дачу, путешествий по асфальтированным магистралям куда лучше подойдет кроссовер. Внедорожник нужен только или при личной большой любви к классу, желании показать высокий социальный статус, купив премиальную модель, или регулярных поездках по дикой местности.
Значим при принятии решения и ценовой фактор. Стоимость кроссоверов, в среднем, в полтора, а то и в два раза ниже, чем у внедорожников, близких по оснащению. Вдобавок они потребляют меньше топлива, так что сэкономить удастся не только при покупке, но и непосредственно в процессе эксплуатации.
Изображения взяты с Freepik