15 октября 2024
К сожалению, даже самые аккуратные и ответственные водители не застрахованы от поломок на дороге. Внезапно может закончиться топливо, выйти из строя мотор, коробка передач или электроника, отвечающая за управление двигателем. Транспортное средство в таких случаях оказывается обездвиженным, либо его дальнейшая эксплуатация может усугубить неисправность, спровоцировать критические повреждения механизмов.
Оптимальные решения в таких случаях – вызвать эвакуатор или провести буксировку. Второй вариант дешевле, однако, требует соблюдения особых правил, умений и навыков водителей, участвующих в процессе. Как именно осуществляется буксировка автомобиля? Как сделать ее максимально безопасной? Что нужно учитывать?
Общее понятие
Под буксировкой понимают процесс, когда один из автомобилей тянет за собой неисправное транспортное средство при помощи троса, сцепки или другого устройства. Тянущее авто едет впереди и имеет статус буксирующего, заднее авто – буксируемого.
Общие правила буксировки автомобиля
В автошколах с буксировкой, как правило, не знакомят, она считается слишком сложной для новичков. Максимум, можно рассчитывать на теоретические знания, разбор основных приспособлений для выполнения этой операции, тросов, жестких и гибких сцепок. Конечно, обязательным является изучение правил буксировки автомобиля, практика показывает, что нарушения фиксируются регулярно.
Скоростные ограничения
Максимальная скорость движения при буксировке – 50 км/час. Превышать скорость при буксировке категорически запрещено. Соответствующее указание можно увидеть в пункте 10.4 ПДД.
Стаж водителя
Управлять буксирующим автомобилем могут только водители, стаж вождения которых составляет не менее 2 лет. Игнорирование данного требования приводит к наложению штрафа в 500 рублей. В отношении водителей буксируемого авто такие требования не действуют, стаж не имеет значения. Практика, впрочем, показывает, что совсем без опыта не обойтись. Водитель авто должен иметь хотя бы минимальные представления о процессе, четко следовать за буксирующим автомобилем, избегать резких маневров.
Требования к буксировочным авто
Минимально допустимая длина троса – 4 метра, максимальная длина – 6, выходить за указанный диапазон нельзя. При использовании троса нужно маркировать его парой красно-белых флагов в полоску, размеры которых – 200 на 200 мм, чтобы обеспечить хорошую видимость. Особые требования предъявляются и к жестким сцепкам. Они должны быть изготовлены заводским способом, пройти сертификацию по ГОСТ 25907-89. Применение самодельных сцепных устройств не допускается.
Использование световых приборов
Во время буксировки на автомобилях должны быть включены следующие оптические приборы:
- Ближний свет – у автомобиля, использующегося в качестве буксирующего.
- Аварийная световая сигнализация – у авто, которое является буксируемым. На буксируемом авто должны быть включены габаритные огни, если обзор дорожного полотна сильно ограничен или сформировались условия, ухудшающие видимость.
Буксирующий автомобиль при этом должен по мере необходимости использовать сигналы поворота, своевременно оповещать других участников дорожного движения о маневрах.
В том случае, если электрика буксируемого автомобиля повреждена и не позволяет задействовать оптику, необходимо установить знак аварийной остановки.
Буксировка: классификация и требования
Буксировку автомобиля можно провести несколькими способами в зависимости от тяжести и специфики поломки, веса автомобилей.
Особенности буксировки автомобилей на гибкой сцепке
Буксировка авто на гибкой сцепке – наиболее распространенный вариант, подходящий для большинства автомобилей, относящихся к категории B, масса которых не выходит за ограничение в 3500 кг. Гибкая сцепка – это синтетический или стальной трос. Требования, обязательные к соблюдению, закреплены в 20 статье ПДД. Основные выглядят следующим образом:
- За рулем буксируемого автомобиля обязательно присутствует водитель;
- Допустимая длина буксировочного троса – 400-600 см;
- Обязательно выделение буксировочных тросов парой красно-белых полосатых флагов размером 20 на 20 см.
Особенности буксировки автомобилей на жесткой сцепке
Жесткая сцепка – металлическая конструкция, являющаяся связующим звеном между буксирующим и буксируемым авто. Сцепкой можно пользоваться только в том случае, если трос соответствует актуальным стандартам, в первую очередь – ГОСТ 25907-89. В нормативно-техническом документе указаны возможные конструктивные отличия устройств:
- При транспортировке автомобиля, масса которого составляет не больше 50 тонн, достаточно одной точки сцепления, при условии достаточной толщины металла и надежности устройства.
- Облегченные сцепные устройства, ориентированные на автомобили легче 15 тонн, допускают наличие нескольких точек крепления.
Прочность таких устройств гораздо выше в сравнении с тросами, благодаря чему они подойдут для транспортировки автобусов, грузовиков и других тяжеловесных автомобилей.
При использовании данного метода нужно соблюдать несколько правил:
- В буксируемом автомобиле должен находиться водитель. Исключениями являются ситуации, когда задний автомобиль строго копирует траектории переднего за счет особой конфигурации и высокой жесткости сцепного приспособления.
- Максимальное расстояние между автомобилями – 4 метра.
С частичной погрузкой
Реализовать такую технологию можно исключительно с привлечением эвакуатора, укомплектованного лебедкой или краном-манипулятором. Она предполагает частичную постановку поврежденного авто на буксир, используется, например, при повреждениях рулевого управления.
Как выбрать хороший трос?
В большинстве случаев буксировка осуществляется на гибкой сцепке. От правильности ее выбора зависит безопасность и эффективность процесса. Тросы представлены не только буксировочными, но и рывковыми, предназначенными для вытягивания автомобиля из канавы или сугроба. Такие тросы лучше адаптированы не к статическим, а к динамическим нагрузкам, способны растягиваться на 30% от базовой длины и действуют по принципу резинки, “выдергивают” застрявший автомобиль. Непосредственно для буксировки данные тросы лучше не использовать, что связано с их уязвимостью к трению, высокой ценой.
При подборе буксировочного троса нужно руководствоваться следующими моментами:
- Длина. Допустимый диапазон – от 4 до 6 метров. Чересчур длинный трос создает впечатление, что буксируемый автомобиль двигается самостоятельно, в зазор может встроиться другое авто, спровоцировав аварию. Лучший вариант – 5 метров.
- Способ фиксации. Наиболее надежный вариант – скоба из прочной стали, закрепленная резьбовым штифтом. В отличие от крюка, она точно не соскользнет при случайном рывке авто. Узловой метод надежен только в том случае, если водитель умеет правильно вязать узлы, а это непросто.
- Материал. Тросы из стальных нитей прочны, однако, занимают слишком много места в багажнике, вдобавок не обладают эластичностью, что затрудняет буксировку, приводит к постоянным рывкам. Лучше, когда буксировка осуществляется на гибкой стропе из нейлона или полиэстера. Указанные синтетические материалы тросов прочны, эластичны, устойчивы к влаге и трению.
- Прочность. Этот показатель тросов выражен в тоннах. Для безопасности, компенсации рывков автомобилей и динамических нагрузок, прочность должна быть как минимум на 50 процентов выше реальной массы снаряженного транспортного средства, лучше стремиться к двукратному запасу.
- Цена. Качественный трос не может стоить дешево. Лучше переплатить за трос от проверенного бренда, приобрести его в специализированном магазине, чем сэкономить, купив непонятную стропу в сетевом гипермаркете. В критической ситуации экономия на тросе может привести к аварии.
Необычный вариант – трос-рулетка. Такой трос дороже классического аналога, однако, цена оправдывается удобством, безопасностью применения. В середине находится механизм, благодаря которому трос всегда остается в натянутом состоянии. Вдобавок механизм среагирует на обрыв или соскальзывание с крепления, предотвратив неприятные кузовные повреждения.
Крепить трос нужно к штатным отверстиям в автомобилях, комплектуемым проушинами. Допустимая альтернатива – фаркоп, однако, в этом случае возникает риск, что трос сорвется. Цепляться за бампер, подвеску и другие элементы, не предназначенные для транспортировки, нельзя – высока вероятность их повреждений и деформаций.
Особенности буксировки автомобилей с разными трансмиссиями
Некоторые автомобили легко справляются с функциями буксиров, другие – могут находиться только в статусе буксируемых, третьи – универсальны. Конкретная специфика определяется, главным образом, трансмиссией. Все доступные варианты требуют тщательного изучения.
Автомобили с механической трансмиссией
Наиболее универсальный вариант. Автомобиль может быть как буксирующим, так и буксируемым. Во втором случае водителю необходимо поставить КПП на нейтральную скорость и не глушить мотор, что нужно для эффективной работы ГУР, усилителя тормозов и других систем.
Автомобили с автоматической трансмиссией
Некоторые водители полагают, что автоматы совершенно не подходят для транспортировки. Это заблуждение. Большинство автомобилей на АКПП могут быть отбуксированы на дистанцию до 30 км, а то и до 50 км. Главные потенциальные опасности – перегрев и повреждения компонентов трансмиссии, вызванные масляным голоданием. Двигатель отключен, соответственно, не работает и насос, подающий масло в коробку.
АКПП буксируемого автомобиля ставится в нейтральную позицию, предельная скорость – 50 км/час, лучше – ниже, с периодическими остановками, чтобы свести к минимуму риск перегрева. Конкретные рекомендации можно найти в эксплуатационной инструкции к автомобилю.
Автомат допускает использование транспортного средства и в качестве тягача, однако, нужно четко осознавать его надежность и мощность мотора. Цеплять к малолитражному автомобилю массивный кроссовер и, тем более, внедорожник – однозначно плохое решение.
Автомобили с роботизированной трансмиссией
Подобные трансмиссии представлены в двух исполнениях, комплектуются 1 или 2 сцеплениями. В первом случае, конструкция коробки максимально близка к классической МКПП, соответственно, автомобиль считается универсальным, отлично справляется с буксировкой. 2 сцепления – более сложная конструкция, к которой нужно относиться также, как к АКПП, помня о скоростных ограничениях и рисках перегрева.
Автомобили с вариатором
Автомобили с CVT не следует использовать как буксиры. Конструкция вариатора сформирована парой конусов и ременной передачей, чрезмерная нагрузка способна привести к проскальзыванию, разрыву ремня, деформациям конусов. Ремонт вариатора – процесс крайне трудный и затратный, зачастую решить проблему удается только заменой, сопряженной с вложениями в десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Если автомобиль на CVT имеет передний привод, то чтобы его буксировать, передняя ось – помещается на тележку, задняя – выполняет опорные функции. Полноприводные кроссоверы и внедорожники на CVT буксировать нельзя, допустима только эвакуация с полным размещением на платформе.
Особенности буксировки электромобиля
Для электрических автомобилей также действуют определенные требования. Если эксплуатационная инструкция накладывает полный запрет на буксировку, то лучше не рисковать и вызвать эвакуатор.
Допустимость буксировки электромобиля определяется классом мотора, асинхронным, синхронным или с постоянными магнитами. Синхронные двигатели, равно как и их аналоги на постоянных магнитах, для буксировки не подходят – высока вероятность возгорания. Объясняется она прямой связью мотора с колесами, вращение которых восполняет заряд аккумулятора и, соответственно, приводит к его нагреву. Наличие буксировочной проушины при этом вполне допустимо – она нужна для погрузки транспортного средства на платформу эвакуатора или его вытягивания из канавы, сугроба.
На машинах с асинхронными моторами зачастую предусмотрены особые режимы, позволяющие безопасно провести буксировку. Они предполагают работу мотора в качестве генератора, батарея заряжается, ее температура повышается, однако, нагрев компенсируется задействованием систем охлаждения.
Подготовка к буксировке
Буксировка авто возможна только в том случае, если в эксплуатационной инструкции к автомобилю отсутствуют прямые запреты. Также нужно определить характер поломки. Неисправность рулевого управления, тормозов, неспособность движения накатом при повреждении подшипника ступицы или заклинивании моста. Все это – повреждения, при которых допустима исключительно эвакуация.
Сразу следует обговорить маршрут. Загруженных городских магистралей лучше избегать – слишком велика опасность столкновения с другими автомобилями. Лучше использовать для буксировки дороги с небольшой плотностью потока, даже если это приведет к увеличению общей дистанции. Также нужно убедиться в отсутствии на пути следования крутых поворотов, сложных перекрестков. По возможности буксировку лучше перенести на ночные часы, когда на дорогах минимум машин. В плохую погоду нужно учитывать вероятные проблемы с обзором из буксируемого авто. Двигатель отключен, соответственно, лобовое стекло начнет активно запотевать из-за конденсации влаги.
Между водителями автомобилей обязательно должна быть налажена коммуникация. Лучший способ – рация или телефон в режим громкой связи, однако, возможно общение звуковыми или световыми сигналами:
- Короткий гудок или однократное моргание фарами – готовность к началу движения или набору скорости;
- Двойной короткий гудок – просьба сбросить скорость;
- Протяженный звуковой сигнал – необходимость срочной остановки;
- Двойной сигнал тормозными огнями – предупреждение о появлении на дороге препятствия и необходимости скорого сброса скорости, вплоть до нуля.
В том случае, если расстояние буксировки измеряется десятками километров, следует сразу определиться с подходящими точками для остановки, чтобы охладить АКПП и отдохнуть.
Когда буксировка запрещена?
Полный или частичный запрет на буксировку накладывается в следующих случаях:
- Гололедные явления. Возможен только метод частичной погрузки, от сцепок необходимо отказаться.
- Количество буксируемых автомобилей равно или более 2.
- Неисправность тормозов буксируемого транспортного средства. Допускается исключительно жесткая сцепка, при этом вес тягача должен быть как минимум в 2 раза больше буксируемого авто.
- Неисправность рулевого управления у буксируемого авто. Единственный вариант – частичная погрузка.
Если планируемая скорость движения при буксировке – не больше 40 км/час, недопустим выезд на магистрали. Также нужно исключить из маршрута участки дорог, где действуют требования знака “Движение с прицепом запрещено”.
На буксируемое транспортное средство обязательно должен быть оформлен полис ОСАГО. Его отсутствие не запрещает буксировку, однако, при остановке и проверке инспекторы выпишут штраф 500 руб.
Рекомендации для водителей
Каждый из водителей должен придерживаться определенных правил буксировки, чтобы она оказалась на 100% безопасной и не потребовала лишнего времени.
Советы водителю буксирующего авто
- Плавное начало движения, обеспечивающее равномерное, постепенное натяжение троса.
- Преодоление подъемов с первого захода. Остановка не запрещена, однако, категорически не рекомендована – слишком высокой оказывается нагрузка.
- Плавное торможение. Перед торможением нужно подать соответствующую команду буксируемому, чтобы он также был готов сбрасывать скорость.
- Безопасное выполнение маневров. Никаких ускорений под желтый сигнал светофора, резких перестроений, попыток с разгона вклиниться в транспортный поток при выезде со второстепенной дороги.
- Плавное прохождение поворотов. Лучше делать это с максимальным радиусом, по большой дуге.
Советы водителю буксируемого автомобиля
Если двигатель в процессе буксировки отключен, не функционируют и усилители рулевой и тормозной систем. Усилий при поворотах придется прикладывать гораздо больше. Компенсировать утомляемость можно периодическими остановками и отдыхом.
Нелишне придерживаться следующих требований:
- Небольшое смещение относительно буксирующего авто, как при намерении начать обгон. Это улучшит обзор, поможет эффективнее контролировать дорожную обстановку, своевременно фиксировать препятствия и помехи.
- Маневры перестроения задает буксируемый автомобиль, а не передний. Они более понятны и предсказуемы для других участников дорожного движения, не сопряжены с повышенным риском аварии или столкновения.
- Постоянный контроль состояния троса. Трос должен всегда оставаться в натянутом состоянии. В противном случае не обеспечивается эффективной передачи тягового усилия, возникает риск, что трос намотается на колесо. Если трос провисает, следует немного сбросить скорость. Сильно давить на тормозную педаль нельзя – вероятен разрыв.
Подведение итогов
Буксировка – достаточно сложный процесс, однако, он вполне реализуем и выполним при ответственном подходе. Главные требования – строгое соблюдение максимальной скорости в 50 км/час, участие опытных водителей, стаж которых превышает 2 года, недопустимость буксировки в гололед, использование качественных, надежных автомобилей, тросов или жестких сцепок.
Специфических правил нужно придерживаться в зависимости от трансмиссии и характера поломки транспортного средства. Не следует проводить буксировку при неблагоприятных погодных условиях, сопряженных с ухудшением, ограничением видимости и в сложной дорожной обстановке.
Изображения взяты с unsplash