23 июля 2024
Без масла корректная, эффективная, продолжительная работа автомобильного двигателя невозможна. Моторное масло снижает механическое трение между подвижными элементами в автомобильных двигателях, способствует их поддержанию в чистоте, препятствует перегреву. Расход моторного масла в двигателе следует держать под контролем, ведь превышение нормальных показателей – это не просто дополнительные траты, но и причина серьезной неполадки.
По какой причине может увеличиться расход масла? Какое значение считается нормальным? Что делать, чтобы вернуть расход к нормальным показателям?
Норма расхода масла
Данные по расходу моторного масла должны быть обозначены в эксплуатационной инструкции к машине. Многие производители для перестраховки указывают достаточно высокие значения: расход масла на 1000 км около 0.6 литра, хотя на практике машина потребляет моторного масла вдвое, а то и втрое меньше на 1000 км. Сделано это намеренно, чтобы водители, эксплуатирующие машины с максимальной нагрузкой, любящие утопить педаль газа в пол, не имели претензий. Если двигателю регулярно приходится работать на высоких оборотах, можно столкнуться с перерасходом моторного масла.
Нужно учитывать, что на новых машинах, в первые несколько тысяч километров пробега, моторное масло может уходить быстрее. Это нормальное явление, причин для беспокойства нет. Второй момент – дизельному двигателю требуется больше масла, чем бензиновому аналогу. В зависимости от модификации, впору говорить о двукратной, а то и о трехкратной разнице расхода масла на дистанции 1000 км.
Признаки повышенного расхода масла
- Появление индикатора на приборной панели. Если уровень масла приблизился к минимально допустимой отметке, зажжется значок – желтая масленка. Если такое происходит регулярно, заливка масла не позволяет исправить ситуацию, то двигателю однозначно нужна комплексная диагностика.
- Низкий уровень масла на щупе. Если автомобиль не укомплектован электронными датчиками, то проверку придется выполнять традиционным способом, при помощи металлического щупа. Опытные водители рекомендуют почаще заглядывать под капот и проверять уровень масла, в идеале – при каждом посещении АЗС. Если возникает подозрение чрезмерного потребления масла, следует осмотреть ДВС на предмет его подтеков, в идеале – загнать машину на эстакаду, проверить горловины, уплотнители сливных отверстий на предмет герметичности.
- Изменение цвета выхлопных газов из выхлопной трубы. Исправный мотор сжигает исключительно топливовоздушную смесь, при поломке, некорректной работе – имеет место поступление в камеру сгорания масел. Конечно, это сказывается на виде и составе выхлопных газов: дым из выхлопной трубы становится густым, приобретает характерный запах.
- Появление белесого налета на стенках свечей в блоке цилиндров. По сути, этот налет на стенках цилиндров – зола, образующаяся при сжигании моторного масла.
Также, повышенный расход масла может быть связан и с повышением компрессии двигателей. Происходит это из-за накопления масла на внутренних стенках цилиндра, оно начинает выполнять функцию дополнительного уплотнителя.
Масштаб проблемы с расходом масла
Если уровень масла снижается из-за того, что банально не была плотно закручена нижняя пробка, то о серьезных неприятностях говорить не приходится. Алгоритм устранения масложора максимально прост и понятен. Другое дело, если причина масложора кроется в залегании поршневых колец. Такая поломка требует, как минимум, раскоксовки ДВС, как максимум – его капитального ремонта, что очень дорого.
Почему увеличивается расход моторного масла?
Причин масложора двигателя множество. Установить суть повышенного расхода моторного масла можно при помощи тщательной диагностики, самостоятельной или профессиональной, в сервисном центре. Именно от результатов обследования зависит порядок ремонта, устранения причин масложора.
Неправильный выбор масла
При подборе масла необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, сведениями, обозначенными в эксплуатационной инструкции машины, эксплуатационными условиями, временем года. Конечно, следует избегать масел заведомо низкого качества, от проверенных марок или подделок. Заливка таких масел не просто приведет к масложору, она может оказаться опасной для мотора.
Утечки масла
Наиболее банальная причина масложора – утечка масла, вызванная неплотно закрытыми пробками, деформациями уплотнителей, которые, в норме должны обеспечивать полную герметичность. Определить ее очень просто, на пробках будут заметны подтеки масла, под днищем, после продолжительной стоянки – появляется лыжа.
Прохождение обкатки
Когда двигатель ест масло, причина может касаться его новизны, либо недавно проведенного капитального восстановления. Первые 2-3 тысячи километров следует держаться максимально спокойного стиля езды, не раскручивать мотор сверх меры, не утапливать педаль газа в пол. Этой дистанции вполне достаточно для того, чтобы все детали притерлись друг к другу, хорошо смазались маслом.
Через 3 тысячи километров следует провести полную замену масла, а также масляного фильтра, чтобы исключить циркуляцию по системе металлической стружки и пыли, образовавшейся в процессе притирки элементов ДВС.
Неисправность воздушного фильтра
Уличный воздух, засасываемый двигателем, сложно назвать чистым. Он насыщен пыльцой, мелким мусором и пылью, зачастую обладающей абразивными свойствами. Все эти частицы, попадая в цилиндры, способны стать настоящей наждачной бумагой. Металл цилиндров не выдерживает столь интенсивного воздействия, стирается, увеличиваются зазоры.
Клапаны и ГРМ
К росту расхода масла в двигателе обязательно приведет значительный износ маслосъемных колпачков и направляющих, задающих вектор движения втулок клапанов. Главная причина проблем с маслосъемными колпачками – естественный износ. При изготовлении маслосъемных колпачков используется технологичный полимер, прочный, однако, постепенно изнашивающийся, теряющий эластичность, трескающийся, деформирующийся из-за термических воздействий.
Втулки – детали более долговечные, однако, и их состояние нужно постоянно контролировать. Пренебрежение плановой заменой приведет к тому, что клапаны начнут раскачиваться, ударяться о сальники, герметичность окажется нарушенной, моторное масло будет проникать в камеры сгорания.
Понять, что причина неисправности связана с указанными элементами, можно по густому дыму из выхлопной трубы с характерным запахом, загрязнению свеч зажигания, появлению на них белого или черного налета.
Манера езды и эксплуатации автомобиля
По статистике, большинство водителей придерживается спокойного стиля вождения, исключающего резкие разгоны и превышения скоростного режима. Двигателю в таком случае приходится работать на оборотах не выше 3 тысяч в минуту. Может показаться, что подобные условия выглядят идеально, никакого масложора быть не должно, но это не так.
Двигателю требуется разнообразие – на определенных оборотах активируются процессы его самостоятельной очистки, удаления нагара и других отложений. К сожалению, спокойная езда такому очищению не способствует, на низких оборотах кольца закоксовываются, перестают справляться с базовой функцией, приходится говорить о высоком расходе.
Чтобы исключить возникновения масложора, нужно периодически давать двигателю нагрузку, добавлять оборотов. Конечно, постоянно укладывать стрелку в красную зону, топить педаль газа в пол нельзя, но “золотая середина” – идеальный вариант. Не минимум, но и не максимум оборотов, тогда масложора удастся избежать.
Неполное сгорание топливовоздушной смеси
Бензин или дизель, попавший в цилиндр в виде жидкости, смывает масло. В идеале происходить такого не должно, но некорректная работа системы подачи топлива приводит к тому, что оно просто не превращается в аэрозоль, объем оказывается слишком большим, бензин стекает по стенкам цилиндра, забирая с собой некоторый объем масла.
К серьезному масложору это явление, впрочем, не приводит, однако, оборачивается другой проблемой. Масло не фиксируется на внутренних плоскостях цилиндров, из-за чего они подвергаются повышенному трению, перегреваются, изнашиваются, раскрытие потенциала мотора оказывается невозможным, его мощность резко снижается.
Чтобы не столкнуться с масложором, нужно придерживаться нескольких простых правил:
- Своевременное обнаружение и устранение поломок инжектора, карбюратора, замена свечей зажигания.
- Использование топлива высокого качества, с соответствующим октановым числом, без сомнительных присадок.
- Обязательный прогрев двигателя перед поездкой.
Как повышенная температура влияет на расход масла
Если температура двигателя уходит в красную зону, масло начинает испаряться, что, конечно, приводит к перерасходу. Водителю нужно следить за состоянием радиатора, своевременно менять антифриз, не допускать его закипания.
Конструктивные особенности и износ двигателя
К сожалению, для некоторых двигателей чрезмерное потребление масла является нормой. Характерный пример – разработки VAG второго поколения с рабочим объемом 1.8, либо 2 литра. Корни проблемы – облегченные поршни и недостаточно габаритные маслосъемные кольца, не справляющиеся с базовыми функциями.
Нельзя забывать и о естественном износе двигателей. Даже при бережной эксплуатации, внутренние компоненты постепенно теряют изначальную конфигурацию, целостность, свойства, растут зазоры. Из-за этого на 1000 км может уходить гораздо больше масел, чем изначально. Как правило, внимания, обслуживания требуют следующие компоненты двигателей:
- Уплотнительные элементы картриджа турбины. Актуально для турбированных двигателей. Вращение вала турбины происходит внутри масляной ванны, причем смазывающий состав должен подаваться под давлением. Если герметичность устройства оказывается недостаточной, масло через впускной коллектор проникает в цилиндры.
- Маслосъемные колпачки. Данная причина была рассмотрена выше. Полимерный материал, из которого изготовлены маслосъемные детали, постепенно теряет эластичность, рассыхается, трескается, изначальная плотность прилегания теряется.
- Маслосъемные кольца. Их основная функция – удаление избытков масел со стенок цилиндра, чтобы они не сгорали вместе с топливом. В процессе работы кольца деформируются и загрязняются, перестают эффективно справляться с задачей.
- Маслоотделитель. Он очищает картерные газы от масел, чтобы исключить их попадание во впускной коллектор.
Опасность чрезмерного расхода масла
Чрезмерный расход масла – это не просто дополнительные расходы, но и вполне реальные неисправности, многие из которых удается исправить только капитальным ремонтом двигателя, крайне дорогим и сложным, невозможным без обращения в авторизованный сервис. Основной удар при высоком расходе на 1000 км зачастую приходится на катализатор, сажевый фильтр, двигатель начинает “задыхаться”, его мощность значительно падает, машина теряет динамику, обгоны становятся опасными, а то и невозможными.
На дизельных двигателях возникает риск разноса. События в данном случае развиваются по следующему алгоритму:
- Износ картриджа турбины становится критическим;
- Во впуск попадают частички масел;
- Происходит воспламенение масла внутри цилиндров;
- Из-за неисправности объемы подаваемого топлива не регулируются, подача не прекращается, обороты растут;
- Из-за нарастающего давления выхлопа турбина раскручивается все сильнее, впуск насыщается маслом. Цикл повторяется снова и снова, ситуация усугубляется, обороты уходят далеко в красную зону, двигатель полностью выходит из строя.
Разнос – крайне опасная ситуация. Спасти ДВС удастся только полным перекрытием подачи воздуха, без которого воспламенение масел становится невозможным. Если не сделать этого вовремя, весь запас масла будет достаточно быстро израсходован, что остановит процесс, однако, только ценой заклинивания.
Как справиться с проблемой повышенного расхода масла?
Чтобы восстановить нормальную работу ДВС, необходимо провести ремонт. Его алгоритм определяется характером неисправности. Наиболее распространенные восстановительные мероприятия выглядят следующим образом:
- Установка нового клапана PCV. Операция проводится, если масложор вызван проблемами с вентиляцией картерных газов. Клапан постепенно деформируется, перестает обеспечивать надлежащую герметичность. При нормальном состоянии клапана можно ограничиться чисткой вентиляции.
- Установка новых уплотнительных или поршневых колец. Одна из наиболее сложных вариаций ремонта при масложоре. Самостоятельно, в гаражных условиях, справиться с проблемой непросто, рациональнее обратиться в сервисный центр.
- Установка новой прокладки головки блока цилиндров. Она изготовлена из термостойкого материала, однако, постепенно может прогореть, из-за чего и перестает обеспечивать герметичность, и увеличивается расход масла.
- Установка нового масляного насоса. Данная деталь двигателя требует замены, если перестает обеспечивать достаточное давление масла.
- Замена моторного масла и фильтра. Наиболее простой метод, вполне реализуемый собственными силами.
Чтобы привести расход масла к нормальным показателям, можно воспользоваться специальными присадками. Их главные задачи – уменьшение выраженности износа, вызванного интенсивным трением, восстановление металлической поверхности, устранение дефектов, трещин, каверн, путем их заполнения. Присадки можно использовать не только на автомобильных, но и на других двигателях, вне зависимости от объема, количества тактов, конструктивного исполнения, компоновки.
Подведение итогов
К повышенному расходу масла нужно относиться ответственно, как к по настоящему тревожному симптому, указывающему на неисправность. Хорошо, если вызван исключительно низким качеством масел, либо засорившимися фильтрами. В данном случае с масложором удастся справиться простейшей заменой моторного масла.
Внутренние неполадки, связанные с поршневой системой и другими компонентами – дело куда более серьезное. Чтобы не допустить усугубления ситуации до критической, следует пользоваться только качественным маслом, не пренебрегать рекомендованными интервалами его замены, вовремя проходить техническое обслуживание и не игнорировать косвенные признаки, вроде индикаций на приборной панели, изменений цвета выхлопных газов.
Изображения взяты с unsplash